Она родилась около 1532 в аристократической семье в городе Кремона (Ломбардия). Вместе с сёстрами получила художественное образование, которое включало уроки музыки, танцев, литературы.
Сёстры Софонисбы также стали художницами: Лючия в мастерстве не уступала Софонисбе, но скончалась молодой. Елена бросила живопись, чтобы стать монахиней, а Анна-Мария и Европа отказались от искусства, выйдя замуж.
В возрасте 22 лет Софонисба отправилась в Рим, где познакомилась с Микеланджело. В 1562 он написал герцогу Козимо I Медичи, приложив один из набросков Софонисбы, отозвавшись о нём с большой похвалой.
Успех и влияние
Софонисба стала известной художницей и уважаемой дамой. Это позволило расширить возможности женщин в изобразительном искусстве.
В 27 лет она покинула семью и приехала в Испанию ко двору короля, чтобы служить придворной художницей, учительницей рисования и придворной дамой 14-летней королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II.
Ни один из портретов, созданных ею в Испании, не был подписан, и на протяжении следующих веков их приписывали её современникам-мужчинам.
В поздний период жизни многие художники приезжали к ней, чтобы учиться и делиться мнениями. Софонсиба создала свой собственный стиль, которому многие стремились подражать.
Личная жизнь
Мужа Софонисбе выбрал испанский двор (а Филипп II дал приданное). Через 5 лет её муж, сицилийский дворянин, погиб.
Два года спустя, по пути домой, Софонисба познакомилась с Орацио Ломеллино - капитаном судна, на котором она плыла. Они поженились. Софонисбе было 47 лет, муж был значительно моложе. Они обосновались в Генуе, где в большом доме жила семья мужа. Софонисбе предоставили отдельные апартаменты и собственную мастерскую.
Личное состояние Софонисбы поддерживало её семью и брата после финансового упадка и смерти отца.
Она была ведущей портретисткой в Генуе.
Свой последний автопортрет Софонсиба создала, уже почти потеряв зрение, в возрасте 88 лет.
Умерла в Палермо 16 ноября 1625.
Смертельный любовный треугольник: Сильвия Плат, Тед Хьюз и Ася Вевилл
Художница Елизавета Бём: её работы любили и крестьяне, и императорская семья
Монастырь, скандальная связь и убийства: история "Монахини из Монцы"