Современную войну принято считать гибридной, то есть в самых различных областях – от военной до культурной и идеологической. Гибридная война – отнюдь не изобретение нашего века, просто ныне она приобрела тотальный, порой доходящий до остервенения и абсурда характер. У неё были предшественники вроде Наполеона, который не чурался и деньги подделывать, чтобы подорвать финансы противной стороны и вести блокаду берегов и границ и таможенные тарифы задирать вверх и проводить контрпропаганду, попутно обманывая французов и Европу. Всё это нам уже знакомо на примерах действий против России со стороны «коллективного» Запада. Но учитывать опыт прошлого следует и сегодня. И наиболее большой и ценный опыт даёт нам Великая Отечественная. Что наиболее примечательно, перестройка пропаганды произошла в первые же дни войны. Уже 22 июня 1941 года известных писателей во главе с А.А. Фадеевым собрали, чтобы объявить о резком повороте в пропагандистской деятельности. 24 июня появилась песня «Священная война», ставшая лейтмотивом Великой Отечественной. Тогда же на слова М. Исаковского и музыку М. Блантера зазвучала песня «До свидания, города и хаты». Самый известный плакат – «Родина-Мать зовёт!» Ираклия Тоидзе появился через неделю после начала войны и издавался миллионными тиражами. К вечеру 22 июня художники Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», уже 24 июня появившегося на улицах. Также появились новые газеты и журналы, отражавшие фронтовую политику. «Окна Роста» возродили традицию стихом и плакатом нести людям слово, направленное против врага. Замечательный советский поэт Самуил Маршак получил Сталинскую премию именно за свои сатирические стихи, которые звучали с плакатов и «Окон Роста». «Днём барон сказал крестьянам: “Шапку с головы долой!” Ночью отдал партизанам Каску вместе с головой». На плакате 1941 года стихи Маршака напоминали: «Ты каждый раз, ложась в постель, Смотри во тьму окна И помни, что метёт метель И что идёт война». Усилиями всего народа страна превратилась в военный лагерь, в котором единство фронта и тыла не было простыми словами. Не последнюю роль в этом сыграли писатели, кинематографисты, художники, журналисты, кинооператоры. Голос Юрия Левитана, ежедневно читавшего сводки «От Советского Информбюро», которые ждали и из которых черпали силу и надежду, был таким же эффективным оружием, как пушки, гвардейские миномёты и танки. Не случайно Гитлер внёс Левитана в список своих личных врагов, которых следовало уничтожить в первую очередь. Писатели несли своё слово людям, раскрывая всем звериную сущность фашизма. На фронте статьи Ильи Эренбурга особенно ценились солдатами, которые не пускались ими на «раскурку». Наука ненависти к врагу жила в рассказах Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Василия Гроссмана и многих других. Поэтесса Ольга Берггольц на время ленинградской блокады стала голосом осаждённого города и символом непобедимости ленинградцев. Советские документалисты, из которых пал смертью храбрых как солдат каждый четвёртый, донесли до всего мира подвиг Красной армии и советского народа. Первого «Оскара» – премии американской академии киноискусств – получила наша документальная лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». После неё союзники поняли, что Гитлер войну не выиграет и Советский Союз выстоит. «Боевые киносборники» начали сниматься уже в самые первые дни войны, поднимая дух советских людей. Пусть они были во многом наивны, но своё дело они делали. В то грозное время всё, что можно было направить против врага, было поставлено на службу фронту. В 1941 году были созданы: Славянский конгресс, Еврейский антифашистский комитет, по личному указанию Сталина была прекращена атеистическая пропаганда и закрыт журнал «Безбожник». В 1943 году в нашей стране было восстановлено патриаршество. Сталин готов был сотрудничать с Папой Римским в деле борьбы против преследования Германией католиков. Все помнят о коалиции СССР, США и Великобритании. Но союзников СССР находил в лице общественного мнения, в высоких кругах и в нейтральных странах. Неоценима в этом работа таких наших дипломатов, как посол СССР в Швеции Александра Коллонтай, способствовавшая выводу Финляндии из войны на стороне Гитлера. 2,7 миллиарда листовок против войны и нацистских лидеров было отпечатано, но наибольший эффект от пропаганды среди немцев имела наша победа под Сталинградом. Часть пленных вошла в комитет «Свободная Германия», вещавший на немецкую аудиторию. Среди солдат «звуковок» -машин, призывавших солдат Вермахта сдаваться, были не только наши, но и немецкие антифашисты. Пропагандистская работа велась и на оккупированных врагом территориях. В тылу противника только с 22 июня по 1 августа 1941 года было издано 9 видов листовок тиражом 1,3 миллиона. Печатали свои листовки и советские партизаны. На весь мир прозвучала великая Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. Культура, идеологическая борьба, искусство – то поле сражения, на котором наша страна разбила фашизм. И в этом – один из уроков истории. Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук Наши соцсети: ВК: https://vk.com/ggyola Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что в столице Республики Марий Эл состоялась генеральная репетиция парада, посвященного 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Также рассказывал о том, что министр внутренней политики Республики Марий Эл Антон Мирбадалев принял участие в ежегодной акции “Сад памяти” Кроме того юные кадеты Росгвардии из Йошкар-Олы приняли участие в X Военно-патриотический слёт «Москва. Май. Победа!”
Без чего нельзя было победить – рассказывает Василий Востриков из Йошкар-Олы
9 мая 20249 мая 2024
4 мин