Найти в Дзене
СЦЕНКА

Дело Редля.

Мало кто знает про это дело, случившееся накануне Первой Мировой войны, поэтому очень коротко. Глава австрийской контрразведки полковник Редль оказался русским шпионом. Он был раскрыт в мае 1913 года и покончил с собой, унеся свои секреты. Вообще-то фигура была весьма неоднозначная, с чьей бы стороны не смотреть на него. С австрийской понятно вроде бы - предатель. Тем не менее и заслуг перед своей короной у него было немало. С российской - вроде бы наш "ким филби" начала века. Но совсем нет - ведь Редль работал на русских исключительно ради денег, да и тратил их в основном для своих (гомо)сексуальных утех. Впрочем, есть разные точки зрения относительно личности данного персонажа. Но в любом случае, "Дело Редля" достойно экранизации.
А побудило меня о нем вспомнить упоминание об этом кейсе в книге Стефана Цвейга "Вчерашний мир. Воспоминания европейца". И я позволю себе без купюр всю эту историю сюда выложить. "С полковником Редлем, героем одной из запутаннейших шпионских драм, лично


Мало кто знает про это дело, случившееся накануне Первой Мировой войны, поэтому очень коротко. Глава австрийской контрразведки полковник Редль оказался русским шпионом. Он был раскрыт в мае 1913 года и покончил с собой, унеся свои секреты. Вообще-то фигура была весьма неоднозначная, с чьей бы стороны не смотреть на него. С австрийской понятно вроде бы - предатель. Тем не менее и заслуг перед своей короной у него было немало. С российской - вроде бы наш "ким филби" начала века. Но совсем нет - ведь Редль работал на русских исключительно ради денег, да и тратил их в основном для своих (гомо)сексуальных утех. Впрочем, есть разные точки зрения относительно личности данного персонажа. Но в любом случае, "Дело Редля" достойно экранизации.
А побудило меня о нем вспомнить упоминание об этом кейсе в книге Стефана Цвейга "Вчерашний мир. Воспоминания европейца". И я позволю себе без купюр всю эту историю сюда выложить.

Альфред Редль
Альфред Редль

"С полковником Редлем, героем одной из запутаннейших шпионских драм, лично у меня было только шапочное знакомство. Он жил через квартал от меня. Однажды в кафе мой друг, прокурор Т., представил меня почтенному, располагающей наружности господину, курившему сигару, и с тех пор мы при встрече раскланивались друг с другом. Но лишь впоследствии мне открылось, что вся наша жизнь окутана тайной и как мало мы знаем о людях, живущих бок о бок с нами. Этот полковник, выглядевший заурядным, добросовестным австрийским служакой, был доверенным лицом наследника престола; ему было поручено ответственнейшее дело: руководить армейской секретной службой и бороться с военной разведкой противника.
И вот стало известно, что в 1912 году, во время балканского военного кризиса, когда Россия и Австрия готовились к войне друг с другом, важнейший секретный документ австрийской армии - "Стратегический план" - был продан в Россию; в случае войны это могло привести к беспримерной катастрофе, поскольку русские заранее узнали каждый возможный шаг, всю тактику наступления австрийской армии. В связи с этим предательством паника в кругах, близких к генеральному штабу, поднялась страшная; полковнику Редлю в качестве главного специалиста надлежало разоблачить предателя, а ведь искать его следовало только в самом узком кругу высших офицеров. Министерство внутренних дел со своей стороны, не слишком полагаясь на расторопность военных властей, явило типичный пример сугубо ведомственной междоусобицы: не уведомив генеральный штаб о своем намерении повести самостоятельное расследование, оно, помимо всего прочего, дало полиции указание, невзирая на тайну переписки, вскрывать все письма из-за границы, адресованные до востребования.
И вот однажды в некое почтовое отделение поступило письмо с русской пограничной станции Подволочная, адресованное до востребования на девиз "Бал-маскарад"; когда его вскрыли, то не обнаружили ни листочка почтовой бумаги, зато в конверте было не то шесть, не то восемь новеньких австрийских банкнот достоинством в тысячу крон каждая. Об этой подозрительной находке тотчас известили полицейское управление, и там распорядились посадить к окошку почты детектива, чтобы сразу же арестовать того, кто потребует это подозрительное письмо.
В какой-то момент трагедия стала оборачиваться венским водевилем. Перед обеденным перерывом явился некий господин и потребовал письмо под девизом "Бал-маскарад". Почтовый чиновник немедленно подал детективу тайный знак. Но детектив как раз в это время отправился пропустить утреннюю рюмочку, а когда он возвратился, удалось лишь установить, что незнакомец взял фиакр и уехал в неизвестном направлении.
Однако вскоре начался второй акт венской комедии. В то время кучер фиакра, этого фешенебельного, элегантного пароконного экипажа, почитал себя слишком важной персоной, чтобы собственноручно мыть свою карету. Для этого на каждой стоянке имелся так называемый "мойщик", в обязанности которого входило задавать корм лошадям и мыть экипаж. Так вот, этот мойщик, к счастью, запомнил номер фиакра, который только что отъехал; через пятнадцать минут все полицейские участки были подняты по тревоге, и кучера нашли. Он описал внешность господина, который вышел у того самого кафе "Кайзерхоф", где я встречал обычно полковника Редля; кроме того, благодаря счастливой случайности в карете нашли перочинный ножик, с помощью которого незнакомец вскрыл конверт. Детективы тотчас помчались в "Кайзерхоф". Тем временем господин, о котором они спрашивали, снова исчез. Но официанты в один голос заявили, что этот господин не кто иной, как полковник Редль, и он только что уехал к себе в гостиницу Кломзера. Детектив остолбенел. Тайна была разгадана. Полковник Редль, главный руководитель австрийской военной разведки, в то же время был платным агентом русского генерального штаба. Он выдавал не только тайны и стратегические планы; сразу стало ясно, почему за последний год были один за другим арестованы и осуждены все разведчики, засланные им в Россию.
Начались бешеные телефонные звонки, пока не удалось связаться с начальником австрийского генерального штаба Конрадом фон Гетцендорфом. Очевидец этой сцены рассказывал мне, что тот после первых же слов побелел как полотно. Телефонные переговоры - теперь уже с Хофбургом - продолжались, шли бесконечные совещания. Что предпринять? Полиция со своей стороны заранее позаботилась о том, чтобы полковник Редль не ускользнул. Когда он снова вознамерился выйти из гостиницы Кломзера и заговорил было с портье, сыщик, незаметно подойдя к нему, показал перочинный ножик и вежливо спросил: "Не забыл ли господин полковник этот ножик в фиакре?" В эту секунду Редль понял, что он погиб. Куда бы он ни направлялся, он повсюду встречал хорошо знакомые лица следовавших за ним агентов тайной полиции, а когда он возвратился в гостиницу, то в его комнату вошли двое офицеров и положили перед ним револьвер. Ибо тем временем в Хофбурге было решено покончить без шума с этим делом, столь позорным для австрийской армии.
Оба офицера дежурили у дверей комнаты Редля в гостинице Кломзера до двух часов ночи. И лишь тогда изнутри послышался выстрел.
На следующий день в вечерних газетах появился скупой некролог в связи со скоропостижной кончиной заслуженного офицера полковника Редля. Но слишком много лиц было вовлечено в расследование, чтобы тайну удалось сохранить. Открывались все новые и новые подробности, во многом разъяснявшие подоплеку дела. Полковник Редль, о чем не знал никто из его начальников и друзей, был склонен к гомосексуализму и много лет находился во власти шантажистов, которые в конце концов вынудили его совершить этот отчаянный шаг. Трепет ужаса прошел по армии. Все понимали, что случись война - и один этот человек обошелся бы в сотни тысяч жизней, а страна по его милости оказалась бы на краю гибели; только тогда мы в Австрии осознали, что мировая война еще в прошлом году дышала нам в затылок."

Как видите, эта трагикомичная история так и просится на экраны. Собственно, она и была не раз экранизирована. Самая известная вещь наверное снята венгром Иштваном Сабо в 1985 году, но в ней Редль предстаёт положительным персонажем и патриотом, ставшим жертвой. Я не склонен к подобным оценкам, поэтому набросал сценарий (выложу позднее синопсис), в котором Редль - не главный герой, а тот кто он есть, продажный офицер. Тем не менее, работал-то он на русских, и это - большая победа российской разведки, несмотря на итоговый провал (но Ким Филби и "кембриджская пятерка" тоже же были вычислены, но как-то провалом это никто не считает). Посему нужно создать патриотичный и увлекательный сюжет об этом деле, в котором "наши" были бы на высоте. Пришлось для этого придумать несколько вымышленных героев. Кстати, Стефана Цвега я тоже в сценарии предусмотрел. Следите за нашим каналом, скоро сможете прочитать.