Накануне мы с детьми ездили в гости к старшему сыну и по дороге туда и особенно, когда вернулись и шли к дому, то попали в такую ужасную метель с ветром и густым ледяным снегом, что я сразу решила - не пойдем никуда на 9 мая.
Дочка уже накануне подкашливала и была с насморком, нельзя было, чтобы она снова заболела.
Для нас этот особенный день всегда начинается с Парада Победы на Красной Площади, и в это утро 9 мая мы с детьми смотрели Парад.
Собрались с тремя детьми в гостиной перед большим экраном.
Телевизор у нас совсем новый, купила его только месяц назад и он отлично показывает и не зависает, как наш предыдущий, но в самый значимый для среднего сына момент - он очень ждал и переживал, будет ли воздушная часть - вдруг изображение остановилось. И когда всё снова включилось, на экране был лишь самолетный след… Сын очень расстроился.
Когда во время Парада Президент объявил минуту молчания и когда звучал гимн, мы тоже, как и все, кто был на Красной площади, стояли. Этой дедушка всегда показывал детям такой пример. Теперь дети выросли и уже, конечно, понимают, почему надо молчать во время минуты молчания и знают слова гимна.
Но если мы со средним сыном смотрели Парад от начала и до конца, то младшим, видимо, стало скучно, они ушли в детскую играть.
Только , как потом оказалось, они не просто играли, а выстроили из кубиков, военных машин и солдатиков в комнате свой парад!
Жаль, не успела его сфотографировать или заснять. Пусть так через игру, но они тоже выражают свои эмоции и отношение к этой великой дате и празднику.
Дети, конечно, всё понимают. А я в этот день, кажется, просто почти всё время плачу.
Ну невозможно без трепета смотреть и слушать интервью с ветеранами, которым уже больше 100 лет!
Или без слез смотреть на хронику военных лет, кажды освобождения концлагерей, детей…
Отзывается всё! Душа в этот день словно обнажена и эмоции перехлестывают.
Когда смотрели Парад Победы, то вспоминали, как старший сын, в то время еще будучи кадетом-юнармейцем, шел по Красной площади на 9 мая в Параде в знаменной группе. Мы смотрели как он улыбался и сколько у нас было гордости за него.
История нашей страны, к которой мы тоже, как и все жители, причастны. В этот день особенно чувствуется, что никогда не прерывается эта связь поколений. И это не просто слова или название олимпиады - это наша жизнь: даже у детей есть историческое понимание невероятного Подвига, который совершили наши предки, безмерное уважение к каждому из них и желание быть достойными своих прадедов, как и быть достойными мужества тех, кто и сейчас защищает нашу страну.
Накануне коллега поделилась моментом, который очень задел ее теперь уже маленькую семью - ее муж погиб от ранения год назад.
Сын учится в 1 классе и у них в классе к 9 мая объявили конкурс чтецов.
Мы довольно близко общаемся, поэтому она советовалась со мной какое из стихотворений выбрать. Одно из них было короче по тексту, но более сложным по смыслу и «взрослым» по эмоциям, поэтому я посоветовала выбрать стихотворение чуть длиннее, патриотичное и яркое, запоминающееся довольно быстро. Такое, которое с чувством и без запинки от волнения смог бы рассказать семилетний ребенок.
Но 8 мая, когда проходил конкурс, ребенка (единственного из класса!) от участия отстранили. Его так «пожалели» из-за погибшего отца, прочитать стихотворение не дали.
В итоге всем до единого в классе вручили дипломы участников, а ее сын остался только со слезами и непониманием «за что» и «почему».
Вот не надо таким образом выделять детей тех, чьих отцов, матерей - участников сегодняшних событий и тех кто был на передовой - больше нет. Так вы словно делаете ничтожным то, ради чего они отдали жизнь, и то, что важно и значимо для их детей. Ведь если душе не давать говорить, отодвигать или не давать голоса памяти, то истончится, исчезнет та связь поколений.
Учителя, пожалуйста, не отодвигайте в сторону таких детей, давайте им голос!
Может быть именно так хоть немного лечится боль, и именно так, через голос этих детей в умах и сердцах одноклассников и сама сложится эта связь с историей, сделает ребят осознанней и взрослее.