Найти тему
Театр и кино СЕГОДНЯ

«Жить в твоей голове…» (Об опере Глюка "Орфей и Эвридика" в брюссельском театре "Ла Монне»", реж. Ромео Кастеллуччи)

Посмотрев список действующих лиц, мы удивляемся невероятно маленькому числу актеров: Орфей (Стефани Д`Устрак), Эвридика (Сабина Девьейль) и Амур (Фанни Дюпон). Дальше наше удивление только растет. Все начинается в полной тишине: на сцене неподвижно сидит девушка, на экране появляется имя «Элс», которое вроде бы никак не связано с предстоящей оперой. Но, как ни странно, именно эта, пока незнакомая нам Элс, и станет главной героиней этой трагичной истории любви.

Режиссер взял реальную девушку, которая за 18 месяцев до премьеры этой оперы впала в псевдокому (такое редкое заболевание называют еще синдромом «запертого человека», когда человек все осознает, слышит и видит, но не может произвести ни малейшего движения, кроме моргания глазами). И в день премьеры «Орфея и Эвридики» к ней палату через вай-фай транслируется эта опера, а на экране мы видим титры, рассказывающие биографию девушки.

Элс родилась в 1986 году, была застенчивым ребенком, любила проводить время с семьей. Еще в школе она знакомится с мальчиком, который спустя годы становится ее мужем. У молодой пары рождается двое мальчиков, и кажется, ничего не может разрушить их тихое семейное счастье. Но в один день Элс неожиданно почувствовала себя плохо, она успела только набрать номер мужа и что-то невнятно произнести в трубку, после чего упала на пол и больше уже не поднималась…

Эксперимент, проведенный Кастеллуччи, переворачивает наше представление о музыкальном театре. Опера – это не толпа людей в пышных костюмах, поющих на сцене о чем-то далеком, высоком и прекрасном. Опера – это когда громко и тихо, радостно и страшно, когда это бьет в самое сердце. И достичь этого эффекта можно и без каких-то невероятных декораций и виртуозных танцевальных номеров, главное – это присвоить историю себе, сделать так, чтобы она волновала режиссера, тогда и у зрителей будут наворачиваться слезы: «… согласитесь, плакать в театре — настоящее наслаждение. Любая истинная красота по странной иронии — прежде всего грусть. Греки первыми поняли, что плакать гораздо благороднее, чем смеяться» (Ромео Кастеллуччи).

Действительно, нельзя без слез читать текст, рассказывающий нам об этой жестокой шутке, которую судьба сыграла с влюблёнными. Даниэль (муж Элс) каждый день преодолевает огромное расстояние, чтобы побыть пару часов у постели жены, которая еще совсем недавно улыбалась ему при встрече, а теперь только слеза, стекающая по щеке, говорит о том, что это бездвижное тело еще живо. Параллельно рассказу об Элс звучит собственно заявленная опера, и мы невольно проводим параллель между несчастными влюбленными обоих историй. Как Орфей отправляется в царство мертвых, чтобы спасти свою Эвридику, так и Даниэль отчаянно пытается вернуть к жизни любимую. Но и там, и там девушка неподвижна: Эвридика заперта в царстве мертвых, Элс – в своем теле. Однако если в мифе об Орфее и Эвридике все заканчивается печально, у Даниэля и Элс надежда еще есть, им еще стоит научится слушать, понимать друг друга и продолжать жить, несмотря ни на что.

Сдержанность проявляется не только в непривычно малом количестве актеров, но и в оформлении сценического пространства. Всю первую часть действия на сцене нет ничего, кроме стула, на котором сидит певица, стоящего с краю светящегося устройства, напоминающего аппарат ИВЛ и экрана, где медленно появляются и исчезают в темноте титры. Такое художественное решение позволяет сосредоточить внимание зрителя только на экране и пении, не отвлекая его на другие визуальные элементы. Только в финале второй части буквально на 10 минут пространство неожиданно расширяется, трансформируется. На сцене появляются невероятно натуралистичные декорации: трава, вода, деревья, горы, камни, - все выглядит прямо, как в жизни. Из воды появляется обнаженная Эвридика. Все это выглядит, как ожившая картина. Прекрасная, живая, но почему-то очень далекая и недостижимая.

-2

Но вскоре все возвращается обратно, снова темнота и тишина, из которой постепенно возникает музыка. Интересен финал: на экране впервые появляется лицо Элс (до этого мы видели только титры, бесконечные дороги и коридоры, ведущие к ней в палату), с нее снимают наушники, и музыка заканчивается. Девушка дослушала трансляцию до конца, мифы и сказки закончились, дальше – жизнь…

-3

Жить в твоей голове
И любить тебя неоправданно, отчаянно
Жить в твоей голове
И убить тебя неосознанно, нечаянно
Неосознанно, нечаянно

И слушали тихий океан
И видели города
И верили в вечную любовь
И думали: «Навсегда»

(«Жить в твоей голове», Земфира)

Ссылка на видео спектакля: https://yandex.ru/video/preview/155498576085284113