Ленинград, второй по значимости политический и экономический центр СССР, в период Второй мировой войны не выдержал бы блокады, которая длилась более полутора лет, если бы не Дорога жизни.
Что такое Дорога жизни?
Дорога жизни — это водная (а в зимнее время — ледовая) трасса, проходившая по Ладожскому озеру, которая вместе с воздушным мостом обеспечивала связь Ленинграда с Большой землей в период блокады города на Неве немецкими и финскими войсками в годы Второй мировой войны.
Для чего использовалась Дорога жизни?
По Дороге жизни, а также связанным с ней объектам (подводные линии связи, топливопровод, силовые электрические кабели, ЛЭП на вмороженных в лед столбах) осуществлялось снабжение Ленинграда продовольствием, медикаментами, топливом, электроэнергией, предметами первой необходимости, а находившаяся в окружении группировка советских войск получала также пополнение, оружие и боеприпасы. В обратном направлении по той же трассе несколькими волнами осуществлялась эвакуация населения блокадного города.
Транспортный парк Дороги жизни
Движение по ВАД № 101 открыли 20 ноября 1941 года, но на еще не вполне окрепший лед автомобили не выпустили. Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 т муки. И в последующем гужевой транспорт использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным, а для перевозки отдельных пассажиров и небольших грузов применялись даже буера. Первые автомобили, порожние грузовики ГАЗ-АА, прошли по ледовой трассе уже 21 ноября 1941 года, а днем позже на восточный берег была отправлена колонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова, состоящая из 60 грузовиков с прицепленными санями.
Автотранспортные бригады, батальоны и роты, обслуживавшие трассу, помимо полуторок ГАЗ-АА, использовали и трехтонные ЗиС-5. Численность различных транспортных средств на Дороге жизни с течением времени существенно менялась. В пиковый период, перед началом ледохода в апреле 1942 года, на трассе работали 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора, 241 лошадь.
Значение Дороги жизни
Дорога жизни сыграла ключевую роль в улучшении продовольственного положения в Ленинграде в самую тяжелую блокадную зиму — 1941–1942 годов. Если с 20 ноября по 25 декабря 1941 года в городе действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам (125 г хлеба в сутки для служащих иждивенцев и детей, 200 г для рабочих), то с 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года, достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих.
Оборона города на Неве во многом выстояла также благодаря Дороге жизни. Только в навигацию 1942 года в Ленинград по Ладоге доставили 290 000 военнослужащих. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни (в том числе водным транспортом) за весь период ее действия, составило свыше 1 615 000 т. За это же время из города было эвакуировано около 1 376 000 человек.