Легендарный испанский художник Сальвадор Дали оставил яркий след не только в живописи, но и в кино. И хотя отношения с этим видом искусства у него сложились не так удачно, как с изобразительным, он, гений сюрреализма, по праву считается одним из величайших представителей целой эпохи.
По случаю 120-летия художника наш автор Амалия Гангур вспоминает кинопроекты, в которых он участвовал.
«Андалузский пес» / Un chien andalou (1929)
Реж. Луис Бунюэль
«Андалузский пес» — это фильм, в котором встретились два сна. Луис Бунюэль как-то приехал к Сальвадору Дали в гости и рассказал ему сон, который видел незадолго до встречи. В нем облако рассекало луну. Дали в ответ поделился своим сном. В нем муравьи ползали по руке человека. Так и родилась идея экранизировать свои фантазии. Сценарий написали совместно, срежиссировал Бунюэль.
У друзей был только один уговор — не дать зрителю повода для рационального анализа. Здесь нет сюжета, только причудливые образы — 17 минут чистого кино. Глаз, разрезанный бритвой, мужчина, двигающий рояли с мертвыми ослами, и женщина, тычущая тростью в отрубленную руку. Вам никто не запретит отыскать в этом глубокий смысл, но имейте в виду — даже авторы этого не сделали. Тот факт, что это сны Дали и Бунюэля, — не значит ничего. Фантазии чужие, но рассказывают они о вас.
«Завороженный» / Spellbound (1945)
Реж. Альфред Хичкок
В психиатрическую клинику приезжает новый директор (Грегори Пек). Между ним и сотрудницей клиники (Ингрид Бергман) завязывается любовный роман. Мужчина начинает странно себя вести, и вскоре девушка выясняет, что он не тот, за кого себя выдает. Самозванец страдает амнезией. До этого он, судя по всему, стал свидетелем убийства настоящего директора клиники. Она намерена помочь возлюбленному вернуть память.
Американские кинематографисты увлеклись психоанализом и конкретно фрейдизмом в 40-е годы. Хичкок не мог пройти мимо. Ему, как и остальным, нравилось разгадывать тайны детских травм. И он взялся за детектив «Завороженный». Сны, как часть бессознательного, выступают ценным материалом для психоанализа. Режиссер посчитал, что постановку сцены сна главного героя следует поручить настоящему художнику. Сальвадор Дали — никто иной не мог выполнить эту работу лучше. И хотя продюсер фильма Дэвид Селзник забраковал многие идеи Дали, он, как минимум, получил отсылки на собственного «Андалузского пса».
«Судьба» / Destino (2003)
Реж. Доминик Монфери
Работа над короткометражным анимационным фильмом «Судьба» началась еще в 1945 году. Мультипликатор Уолт Дисней вслед за Хичкоком решил посотрудничать с талантливым испанцем Дали. Художник написал сценарий. Раскадровкой занимался совместно с сотрудником студии Джоном Хенчем. Но спустя восемь месяцев работы Дисней закрыл проект и отложил его на неопределенный срок из-за финансовых трудностей, вызванных последствиями Второй мировой войны.
О незавершенном мультфильме вспомнил спустя десятки лет племянник мультипликатора Рой Эдвард Дисней. Расшифровкой рисунков Дали занимались 25 аниматоров. За помощью они обратились к самому Хенчу и дневнику жены Дали — Галы Дали. В итоге мир увидел «Судьбу» лишь в 2003 году. Название стало пророческим для мультфильма, ведь у него, и правда, сложилась интересная судьба.
«Дюна» / Dune (1975)
Реж. Алехандро Ходоровски
Чилийский режиссер Алехандро Ходоровски планировал экранизировать научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна» (1965). Должна была получиться четырнадцатичасовая история о далеком будущем, где аристократы борются за власть над планетой Арракис.
Французский продюсер Мишель Сейду хотел поработать с Ходоровски. В 1974 году он обратился к режиссеру с предложением — «Выбери любой сюжет для экранизации, а я все устрою». Ходоровски выбрал «Дюну». Сам не понял, почему именно ее — на тот момент он еще не прочел роман. Сейду приобрел права на экранизацию, арендовал для Ходоровски замок во Франции, где тот разрабатывал сценарий.
Сальвадору Дали предлагалось принять участие в проекте ни в качестве сценариста или режиссера, как это обычно бывало, а в качестве актера. Ему отводилась роль императора Шаддама IV. Помимо Дали в фильм приглашались Мик Джаггер, Орсон Уэллс и Шарлотта Рэмплинг. Интересно, что последняя снимется в «Дюне», но в другой. Это произойдет спустя 45 лет, когда режиссерское кресло займет Дени Вильнёв. Во второй части «Дюны» Вильнева также сыграет внучка брата Мишеля Сейду — Леа Сейду.
А у Ходоровски так и не получилось осуществить свои задумки. Требовался большой бюджет, Голливуд финансово поддерживать проект отказался, творческий коллектив со временем распался, а срок прав на экранизацию истек, и их перекупили. В 1975 году после долгой подготовки к съемкам Ходоровски закрыл проект. Его «Дюну» называют «самым великим неснятым фильмом».
Автор: Амалия Гангур
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!