Найти в Дзене
Театр и кино СЕГОДНЯ

Искушение любви (Опера Стравинского«Похождения повесы» на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, 2017 г., реж. Саймон Макберни.)

Черный занавес. На авансцене девушка в траурной одежде с букетом цветов, глубокая скорбь выражается на ее лице, она закрывает глаза, предаваясь воспоминаниям, и вдруг звучит радостная музыка, на стенах появляются цветы, и мы оказываемся в цветочном саду вместе с героиней. Энн (Джулия Баллок) сбрасывает с себя черный плащ и остается в простеньком нежно-розовом платье, рядом с ней ее возлюбленный - Том (Пол Эпплби), тоже в недорогой повседневной одежде. Они невинно бегают, играя в догонялки, искренне улыбаются, сжимают друг друга в объятиях и, кажется, ничто не может нарушить их безоблачного счастья. Однако героев окружают бумажные стены, хрупкие и недолговечные, как и их чувства, которые скоро дадут трещину…

И вот, создавая первую трещину в этом идиллическом пространстве, появляется своеобразный змей-искуситель - загадочный Ник Шэдоу (Кайл Кетельсен). Он сообщает Тому о чудесном подарке судьбы – огромном наследстве его дяди. Юноша безумно счастлив, слыша это сообщение. Только мгновение назад он молил судьбу о помощи (Трулав (Дэвид Питтсингер), отец Энн, наотрез отказался отдавать дочь за такого лентяя и бездельника, как Том), и вот он - богатый наследник, который может теперь совсем не работать и жить беззаботно. Но несмотря на радость героев, мы чувствуем, что надвигается какая-то опасность, Ник вносит темноту и злобу в этот райский сад. Это проявляется, главным образом, на визуальном уровне: Ник одет в черный элегантный костюм, который контрастирует со светлыми стенами и одеждой влюбленных. Также Ник дважды за первую сцену буквально разрывает стены, оставляя зиять огромные черные дыры. Кайл Кетельсон точно создает образ Ника, как мы узнаем в финале, самого дьявола. Он – резкий, жесткий, не способный на сочувствие, думающий только о своей выгоде. За его каменным лицом скрывается огромная ненависть ко всему миру. Однако его дьявол – это не мистическое существо, это «зло с человеческим лицом», зло, которое мы встречаем на каждом шагу и которому должны сопротивляться постоянно.

Том не выдерживает испытания. Он быстро (с подачи Ника) поддается всем соблазнам большого города, проводя дни напролет в борделях и барах. Сценография подчеркивает цикличность его распутной жизни и невозможность вырваться из этого круга. Как только Том с Ником отправляются в Лондон, появляются вспышки света, бесконечные пешеходные переходы, высотные здания, машины, серая толпа горожан с чемоданами, которая поглощает Тома и переделывает его по-своему. Тома раздевают и облачают в элегантный дорогой костюм, веселая толпа проституток и проститутов окружает его, угощает виноградом (символ изобилия) и различными напитками. Вскоре Тома перестает мучить совесть, и мы видим, как поочередно на его кровати появляются полуобнаженные женщины и мужчины, с которыми он спит без разбору. Пол Эпплби, исполнитель роли Тома, даже внешне являет собой абсолютную мягкость и покорность, неспособность сопротивляться обстоятельствам. Его розовые пухлые щеки еще не огрубели, он слишком податлив и покорен. И в результате он ломается.

-2

Джулия Баллок (исполнительница Энн), наоборот, демонстрирует стойкость и волю. Она готова бороться за свое счастье, отправиться одна в незнакомый город, чтобы отыскать любимого. Но только все ее старания оказываются напрасными, и тем печальнее ее встреча с Томом, уже совсем другим человеком. Том одет в яркий лиловый костюм, он выводит из лимузина свою невесту – Бабу-турчанку с бородой, на которой женится только ради денег. Энн поражена происшедшими переменами, она не хочет верить в то, что Том не сдержал свою клятву и предал ее. Баллок удалось тонко передать страдания своей героини, ее сомнения и терзания. В арии, которую она исполняет, решая покинуть дом, оставить отца и отправиться к Тому, видна искренность и бесконечная благодарность любимым ей людям. Ей очень сложно сделать выбор, и все же она выбирает любовь!

-3

Невозможно не прослезиться в финале, когда Энн приходит в сумасшедший дом навестить помешавшегося Тома, возомнившего себя теперь Адонисом. Энн не испытывает злобы, она прощает Тома и по-матерински прижимает его к груди, напевая колыбельную песню, дарующую ему покой. Она и оказывается для него той самой Венерой, самим воплощением любви, которой не страшны никакие испытания.

Финал закольцован. На сцене мы снова видим Энн в черном плаще с цветами, пришедшую на могилу любимого человека:

«Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви»

(Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»).

Ссылка на видеозапись спектакля https://yandex.ru/video/preview/16875524973794563561

Автор - Скоробогатова Ксения