Расследование уголовного дела о ДТП в Санкт-Петербурге, где автобус упал с моста в Мойку, продолжается. И если вчера всё больше говорили о водителе, позиционируя произошедшее как "дело таджика", то сегодня мы можем констатировать, что расследование расширяется и речь уже о деле "Такси" - компании-перевозчике, которая владела автобусом.
Авария произошла днём 10 мая. Водитель автобуса, судя по кадрам с камер видеонаблюдения (они, кстати, почти сразу были обнародованы), не справился с управлением, в результате чего автобус вылетел с моста в реку Мойку. Почему водитель не справился с управлением? Это и предстоит выяснить следователям.
Версия первая
В первые же минуты после трагедии транслировались показания водителя. Его зовут Рахматшох Курбонов. Этот 44-летний мужчина приехал в Россию из Таджикистана. Впрочем, пару лет назад он получил гражданство нашей страны (есть несколько любопытных деталей, об этом читайте чуть ниже).
Так вот, источники настаивали, что Курбонову стало плохо. Мол, он мог просто потерять сознание. О плохом самочувствии говорил и сам водитель. Однако видео с регистратора, который установлен в салоне, доказывает, что Курбонов был в сознании. Он не закрывал глаза и управлял транспортом до самого падения.
С другой стороны, супруга Курбонова рассказала прессе, что муж пришёл с предыдущей смены глубокой ночью - после двух часов, до того приступив к работе с пяти утра. Придя домой, мужчина свалился спать, продолжила супруга. Но в 7:30 ему позвонили с работы и сказали, что он вновь должен выйти на смену. Более того, накричали, сообщив, что тот уже опоздал...
Если это правда, то подобные чудовищные переработки тоже должны стать поводом для расследования. И тут мы подходим к вопросу о работодателе Курбонова - это компания-перевозчик "Такси". О ней появилось очень много любопытных сведений.
Версия вторая
Когда появились кадры с регистратора, доказывающие, что Курбонов не терял сознания и не спал, стали всплывать и другие детали. В частности, есть показания водителя, что у автобуса отказали тормоза. И тут мы снова возвращаемся к компании "Такси".
Если тормоза отказали, значит, велика вероятность того, что в рейс автобус могли выпустить неисправным. То ли плохо осмотрели, то ли махнули рукой в надежде, что пронесёт. Выводы должны сделать следователи, а затем и суд.
Что известно о работодателе Курбонова?
По официальным данным районных судов, с 1 января 2022 года по 10 мая 2024-го ООО "Такси" - тот самый перевозчик, которому и принадлежал затонувший в Мойке автобус, - 23 раза привлекалось к административной ответственности за деятельность в области транспорта без лицензии с грубыми нарушениями условий. Кроме того, на эту компанию были наложены штрафы на общую сумму 3,6 миллиона рублей, сообщает объединённая пресс-служба судов города.
Военный журналист Роман Сапоньков выяснил, что в январе прошлого года известная в Петербурге бизнесвумен Татьяна Калюжная "передала (практически безвозмездно) ООО "Такси" некоему Павлу Кузнецову, никому не известному предпринимателю, о котором никто ничего не знает".
Однако ещё в январе 2023-го эксперты высказывали мнение, что настоящий бенефициар сделки - перевозчик ООО "Питеравто", входящий в Национальную транспортную ассоциацию (НТА). Собственником (учредителем) "Питеравто" является Бондаренко Леонид Георгиевич, - уточнил журналист в своём телеграм-канале. - О самом Бондаренко не известно ничего, но его ООО "Питеравто" является одним из трёх крупнейших перевозчиков Санкт-Петербурга, а также активно ведёт битву за госконтракты на перевозки в других городах России.
Сапоньков уточнил, что ООО "Питеравто" было основано ещё в 1993 году "и благополучно пережило девяностые, все катаклизмы новой России, смену власти, всех губернаторов, кризисы и прочее, оставаясь на рынке государственных перевозок на протяжении 31 года".
А вот аналитики телеграм-канала "Бати читают новости" провели небольшой беглый анализ информации непосредственно о перевозчике - ООО "Такси", изучив открытые источники. И выяснили, что сама компания появилась в 2017 году, а её уставный капитал составляет 10 тысяч рублей. Менее трёх лет назад компания выиграла 7 лотов в общей сложности на несколько миллиардов рублей.
Ни разу не участвовала в государственных тендерах до сентября 2021 года. Но внезапно в 2021 году участвует в электронном аукционе от СПБ ГКУ "ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК". И выигрывает сразу 7 лотов, - отметили аналитики. - Общий выигрыш составляет 3,76 млрд рублей. Средняя цена лота - более 500 млн рублей. Лоты разыгрываются по 44 ФЗ (госзакупка, самый жёсткий закон). ООО "Такси" выигрывает 7 лотов в сентябре 2021 года.
Удивительные совпадения.
Как Курбонов из мигранта превратился в гражданина?
Безусловно, законность вынесенных решений о выдаче документов тоже будут проверять. Такова общая процедура. Однако есть интересные факты, о чём следует упомянуть прямо сейчас.
Следователи уже выяснили, что водитель автобуса, устроивший ДТП со смертельным исходом в Санкт-Петербурге, менее двух лет назад получил гражданство. Однако как только заветный паспорт с двуглавым орлом был выдан, он сам начал завозить земляков из Таджикистана. Курбонов по документам числился принимающей стороной для приезжих: только за один месяц он прописал у себя 10 человек для легализации нахождения в нашей стране. Это деяние подпадает под статью о фиктивной постановке иностранцев на учёт.
Похоже, нынешняя работа Курбонову не нравилась (и если факты о переработках верны, это понятно). На сайтах по трудоустройству нашли его анкету, в которой водитель указывал, что хотел бы работать курьером. Люди пишут в соцсетях, что уж лучше бы он действительно развозил заказы, а не людей. Некоторые даже опознали в Курбонове водителя, поездка с которым им запомнилась с не самой приятной стороны:
"Я с ним ездила несколько раз и молилась, чтобы доехать живой", "Это тот самый, что врезался в меня" и пр.
К слову, штраф за ту аварию он не уплатил, да и после инцидента пытался скрыться с места ДТП.
Как спасали людей на Мойке
Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин отдал поручение рассмотреть вопрос о награждении Яна Карасёва - это капитан судна, который до прибытия экстренных служб начал эвакуацию пассажиров, находившихся в автобусе, упавшем с моста в Мойку в Петербурге.
В спасении утопавших участвовали несколько человек. Ранее упоминалось об уроженцах Дагестана и соседнего Узбекистана - это Идрис Гаджиев, Шахбан Джабраилов и Мухаммад Гасанов. Однако именно судно Яна Карасёва дало возможность быстро достать людей и доставить их в безопасное место.
Как подчеркнули в СКР, на судно Карасёва в первые же секунды смогли перебраться несколько человек из автобуса. Пока следователи руководствуются информацией из социальных медиа. Не исключено, что тех, кто помогал людям спастись, окажется больше. Сбор сведений продолжается.
Теплоходы начали кидать спасательные круги и всё, что можно было кинуть, чтобы люди остались на плаву,
- отметил Ян.
То есть капитан подтверждает, что помочь пытались и другие. Кстати, первым из автобуса смогли вытащить водителя - уроженца Таджикистана, которого, как настаивают источники, заставили выйти в рейс ранним утром, несмотря на то что вечернюю смену он закончил после двух ночи. Далее подняли пассажира Александра Твериднева, который рассказывает, что старался не отпускать руку супруги - они вместе ехали в автобусе. Но... пока неясно, что с ней стало.
Надеемся, что и других капитанов и, вероятно, туристов, участвовавших в спасении людей, не забудут и отметят наградами. Ведь пока в ведомстве Бастрыкина не рассказали о Карасёве, о нём писали лишь местные средства массовой информации.
Между тем вопросы есть не только к водителю, но и к компании-работодателю. Если действительно в рейс водителя отправили, не обращая внимания на переработки, все должны понести наказание.
Накануне сообщалось, что в результате падения автобуса в Мойку погибло 7 человек. По факту возбуждено уголовное дело, расследование продолжается. Отдел расследований Царьграда накануне уточнил обстоятельства трагедии, о которых не писали в СМИ, - почитайте, это интересно, хоть и тревожно.
________________
Промо:
Не знаете, что посмотреть вечером? В дзене публикуем каждый день новый фильм без рекламы, регистрации и смс.