Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Шестиклассник-гимназист застрелил учителя прямо в школе: уголовное дело из царской России, актуальное до сих пор

Педагог делал грязные намеки и ставил двойки. Подросток решился на отчаянный шаг из-за постоянных домогательств со стороны преподавателя. Молодой человек в буквальном смысле защищал свою честь и достоинство.

По крайней мере он так утверждал на суде...

Эта реальная история произошла в последние годы существования Российской империи, но не потеряла актуальность до сих пор. Подобное вполне может случиться и в наше время.

Фотографий героев истории не сохранилось. На фото гимназисты одной из столичных гимназий в 1913 г. Общественное достояние
Фотографий героев истории не сохранилось. На фото гимназисты одной из столичных гимназий в 1913 г. Общественное достояние

Баку – один из крупнейших городов царской России накануне Первой мировой войны с населением, которое сегодня покажется незначительным – 215 тыс. человек. Причем азербайджанцы, или как их тогда называли – татары, составляли меньше трети городских жителей.

Порядка 35% бакинцев – русские, украинцы и белорусы, большей частью чиновники, военные и рабочие, приехавшие со всех окраин за «длинным рублем» на знаменитые каспийские нефтепромыслы. Значительные общины составляют армяне (20%), персы и евреи. Язык межнационального общения в городе – русский.

10 мая 1912 года в Третьей бакинской мужской гимназии (говоря современным языком – общеобразовательной средней школе) произошло ЧП, всколыхнувшее всю Россию. Обычный урок немецкого языка в шестом классе. Учитывая, что обучение мальчики начинали в 8-10 лет, возраст учеников 14-16 лет.

15-летний гимназист Мурат Казимов (судя по фамилии – азербайджанец) был вызван к доске, для исправления неудовлетворительной оценки, полученной на предыдущем уроке. Учитель, 50-летний граф Михаил Дмитриевич Апраксин, задал прочитать и перевести текст из учебника. Ученик перевода не знал, за что получил еще одну «двойку».

Разочарованный и немного обозленный педагог нелестно велел юноше сесть на свое место. Мурат подошел к своей парте, со злостью грохнул учебник об стол, и выхватил из своего портфеля револьвер, как потом окажется американский, системы «смит-энд-вессон». Оружие ученик наставил на учителя, годящегося ему в деды, и нажал на курок.

Кадр из фильма «не бойся, я с тобой» (1981), действие которого происходит в дореволюционном Азербайджане
Кадр из фильма «не бойся, я с тобой» (1981), действие которого происходит в дореволюционном Азербайджане

Осечка!

Граф Апраксин не стал испытывать судьбу и бросился вон из классной комнаты. Казимов с револьвером устремился за своим «обидчиком». В коридорах школы малолетний преступник успел сделать два выстрела в спину убегающего учителя, после чего оружие заклинило.

Из двух пуль, цели достигла лишь одна. Но и она стала роковой. Графа Апраксина доставили в больницу, сделали операцию. Поначалу врачи решили, что он легко отделался. 21 мая пациента выписали домой, но уже на следующий день госпитализировали с температурой под 40 градусов.

20 июня, через 41 день после выстрелов в школе, раненый учитель скончался. На суде привлеченный доктор-эксперт подтвердил, что пулевое ранение стало единственной причиной преждевременной кончины человека.

Пока граф Апраксин находился в больнице, следователь успел допросить немолодого преподавателя, человека в городе известного и пользовавшегося уважением своих коллег. Педагог утверждал, что юный господин Казимов - бездельник и лоботряс, совершенно не желает учиться, а на законные строгие требование преподавателей огрызается.

8 мая, за два дня до выстрелов, юноша принес в дом своего учителя письмо, в котором были такие строки:

Общественное длостояние
Общественное длостояние

Казимов пишет, что готов на 12 лет каторги. Дело в том, что в дореволюционной России это максимальный срок, который мог получить несовершеннолетний. А на каторжные работы за совершение тяжких преступлений молодых людей отправляли с 14 лет.

Казалось, картина ясна. Строгий и требовательный учитель пострадал за исполнение своих профессиональных обязанностей. Суд ожидается скорым и беспощадным.

Однако во время судебного процесса, который проходил в Баку в начале июня 1913 года, случился настоящий скандал.

Прежде всего, нужно, сказать несколько слов о погибшем учителе.

Михаил Дмитриевич Апраксин (1862-1912) происходил из старинного русского дворянского рода, возведенного при Петре Первом в графское достоинство. Мама из богатого дворянского рода польского происхождения – Мазараки. Детство и юность провел с родителями в Австрии, получил блестящее классическое образование.

Выпуск Енисейской мужской гимназии 1913 г.. Общественное достояние
Выпуск Енисейской мужской гимназии 1913 г.. Общественное достояние

По возвращению на родину проблемы с законом заимел его старший брат Александр Дмитриевич Апраксин (1851-1913). В младые годы мальчик попался на воровстве у своих однокашников по частному пансиону. В 1871 году за мошенничество его лишили всех прав и сослали в Архангельскую губернию. Здесь он вновь попал под суд, на этот раз за грабеж местного зажиточного крестьянина. Но благодаря заступничеству родственников через два года получил амнистию и вернулся в столицу. В 1886 году его вновь осудили, снова за обман – подделку векселя, и сослали в Сибирь. Но вскоре царь, по прошению родственников, вновь помиловал представителя знатной фамилии, хотя все-таки навечно лишил его графского титула.

Побегав по ссылкам, Александр Апраксин стал писателем, довольно популярным в дореволюционной России. А вот его младший брат Михаил проблем с законом не имел и выбрал педагогическую профессию. Женился, в 1898 у него родилась дочь.

Но в тихом омуте, как говорится…

Свою преподавательскую карьеру граф Михаил Апраксин начинал в столице, но по неизвестным причинам покинул Санкт-Петербург и отправился в развивающийся, но пока еще провинциально-заброшенный Баку. Почему - неизвестно, но возможно дело в неких» особенностях» педагога, о которых стало известно на судебном процессе.

Мурат Казимов и его адвокат не отрицали факт нападения на учителя (что глупо при таком количестве свидетелей), но настаивали на своей версии причин данного события.

Семья крупных бакинских домовладельцев начала XX в. Женщина на фото нет. Общественное достояние
Семья крупных бакинских домовладельцев начала XX в. Женщина на фото нет. Общественное достояние

Юноша рассказал, что иностранные языки даются ему тяжело. В прошлые годы он регулярно получал «двойки» от Апраксина, но потом приносил домой учителю подарки или денежные взятки, тем самым исправляя свои оценки.

Но однажды, в начале шестого года обучения, Михаил Дмитриевич отверг подношения ученика, а вместо этого сделал двоечнику грязное предложение. Возмущенный кавказец обругал учителя и решил, что больше никогда не будет унижаться перед этим презренным человеком, которого нельзя назвать даже мужчиной.

Адвокат подсудимого вызвал для дачи показаний преподавателей и учеников Третьей бакинской гимназии. Свидетели рассказали, что преподаватель иностранных языков (Апраксин также вел еще и французский) неоднократно:

«целовал и обнимал красивых учеников, ездил с ними по ресторанам»
(цитата из журналистской стенограммы судебного процесса).

Классный руководитель Казимова господин Мурзин прямо заявил, что в гимназии все знали о нетрадиционных наклонностях Апраксина, но закрывали глаза на его приставания к мальчикам. На вопрос адвоката, правда ли, что погибший учитель был вынужден покинуть петербургскую гимназию и перевестись в Баку из-за своей наклонности, судья запретил отвечать Мурзину, т.к. тот не мог о таком знать.

Молебен перед началом учебного года в Армавирской мужской гимназии 1913 г. Общественное достояние
Молебен перед началом учебного года в Армавирской мужской гимназии 1913 г. Общественное достояние

Подобное обстоятельство – приставания похотливого учителя, вполне могло повлиять на присяжных заседателей. Малолетнего убийцу могли и оправдать. И тогда все газеты Российской империи будут смаковать громкий судебный процесс и подробности личной жизнь представителя влиятельной фамилии.

Но кто такой Казимов и кто такой граф Апраксин? Дворянство – опора оторванного от реальной жизни самодержавия, а тут какой-то безвестный инородец….

Судья волевым решением исключил из судебного протокола все упоминания о непотребствах застреленного учителя. Формально из-за того, что никто из упомянутых юношей, с которым он встречался в ресторанах и гостиницах, данные факты не подтвердил. Было бы странно, если бы они открыто признались в подобном на Кавказе.

Также роковую роль сыграло письмо Казимова от 8 мая, где ученик не упоминает грязные приставания, намеки или какие-либо вымогательства со стороны учителя. Причиной конфликта указана лишь неуспеваемость.

Но самое главное, что когда гордого юного кавказца судья начал расспрашивать о подробностях приставаний, тот полностью замкнулся, а потом заявил, что ничего подобного не было. Лучше каторга, чем позор и презрение со стороны своих соплеменников.

Кадр из фильма «не бойся, я с тобой» (1981)
Кадр из фильма «не бойся, я с тобой» (1981)

Таким образом, упоминания о нетрадиционных наклонностях педагога-педофила остались лишь в журналистских репортажах. Присяжные признали Казимова виновным, а судья вынес практически максимально возможный приговор – 11 лет и 4 месяца каторжных работ.

Через 4 года грянет Февральская революция и все каторжане, в том числе уголовники, окажутся на свободе. Если гордый Мурат Казимов дожил в Сибири до 1917 года, то у него появился шанс начать новую жизнь.

Или же сгинуть в горниле Гражданской войны…