Меня зовут Амбросова Виктория. Я логопед-дефектолог, долгое время я веду частную практику, сейчас у меня своя студия развития речи
И сегодня я хочу поговорить о самой насущной теме в мире логопедии - почему ребенок не говорит?
Можно выделить 3 основные причины
Причина номер 1
Нарушение понимания речи.
Почему это важно: Давайте представим, что вы приехали в другую страну, в Китай, например, и не знаете китайского языка. Вы не понимаете, что вас спрашивают и о чем говорят другие люди. Сможете ли вы в таком случае заговорить на другом языке? Ответ : нет. Понимание речи - является одной из базовых составляющих для появления и развития речи ребенка. Если ребенок не понимает речь, он никогда не сможет ее использовать самостоятельно.
Причина номер 2
Нарушение коммуникации.
В развитии речи, мышления и многих других психических функций необходима ИМИТАЦИЯ. После года у ребенка активно развивается подражательная деятельность. Ребенок начинает, к примеру, кормить куклу, как мама кормит его самого, вытирать салфеткой стол, как делает это мама и тд. Как это связано с речью, спросите вы? Подражательная деятельность крайне важна и в становлении речи ребенка. После года ребенок начинает активно пытаться повторить названия обиходных предметов за взрослым. Так вот, если у ребенка есть нарушения коммуникации, он не может вступать в игровую деятельность со взрослым, находится, как будто в себе и своем мире, то подражательная деятельность, имитация не будет развиваться у такого ребенка. И в таком случае, речи, первых слов, даже звукоподражаний не будет.
Причина номер 3
Недостаточность развития артикуляционного праксиса
На своих консультациях я часто привожу родителям один пример, который четко помогает понять в чем проблема.
Наша речь - как танец. Только танцуем мы не руками и ногами, а нашим артикуляционным аппаратом (языком, губами и тд). Чтобы произнести даже коротенькое слово «каша», необходимо выполнить быстро и четко 4 движения. (На каждый звук в русском языке - положение артикуляционного аппарата будет разное). А теперь посчитайте сколько последовательных четких движений нужно сделать, чтобы сказать : «Мама, смотри, какая киса» - 20 движений!!
Если у ребенка есть нарушения в моторной сфере, в частности в артикуляционном аппарате, то станцевать танец своими губами, языком и так далее, он не сможет. Он внимательно послушает маму, все поймёт, а повторить не сможет.
Надеюсь, эта статья была полезной для вас🤍