Образ москвички 20-30-х годов, как и любой другой её современницы, возникает в нашем представлении благодаря художественным картинам, советским фильмам, журналам, плакатам, редким фотографиям, литературным произведениям. Это работница в красной косынке с суровым лицом или экстравагантная нэпманша, образцовая горожанка или жизнерадостная физкультурница. Революция раскрепостила женщину и стала активно вовлекать её во все сферы жизни общества.
Образ женщины новой формации можно увидеть на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х." в Музее Москвы до 25 августа 2024 г. Билеты для пенсионеров - 325 руб.
Многогранный образ москвички представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно.
Девушки, немного испуганные своим новым предназначением, на фоне фабрик и заводов, стали появляться на обложках первых советских журналов "Работница", который выпускается до сих пор.
Работница-текстильщица стала центральным образом москвички 20-х годов. По количеству текстильных фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди московских производств.
Заинтересовал двойной портрет Евдокии Викторовны и Марии Ивановны Виноградовых. 1939. Холст, масло. Костромской музей-заповедник. Художник Григорий Шегаль.
Евдокия и Мария Виноградовы не сёстры, а однофамилицы, родом из Ивановской области. И рекорд они поставили на Вичугской фабрике. Почему же оказались на выставке среди москвичек?
Стахановки-ткачихи Дуся и Маруся Виноградовы в 1935 году установили мировой рекорд производительности труда. Обе сделали впоследствии головокружительную карьеру в Москве. На картине, писанной в 1939 году - они студентки Московской Промакадемии, которую закончили в 1941 г.
Евдокия Викторовна Виноградова (1914-1962) станет директором Ростокинской текстильно-трикотажной фабрики, потом начальником Отделения по подготовке мастеров-технологов при Центральных курсах Министерства лёгкой промышленности СССР, депутатом ВС СССР 1 созыва (1937—1946).
Её красота и трудовые подвиги стали известны далеко за пределами нашей страны. В заграничной прессе Дусю Виноградову называли «Мисс СССР». А советский кинематограф запечатлел её в образе Тани Морозовой, в исполнении Народной артистки СССР Любови Орловой, в фильме Г. Александрова «Светлый путь» (1940).
В то время Любовь Орлова приезжала в Вичугу. Она вспоминала:
«Я помню, как ходили Виноградовы по цеху, — легко так, изящно и в то же время уверенно, по-хозяйски. Именно это хозяйское отношение ткачих к своему делу, помню, радостно удивило меня. Я всегда знала, что советская работница — свободная хозяйка своей судьбы. Но, только начав „работать“ ткачихой, поняла, как постепенно расширялся кругозор женщины, пришедшей на производство, как она проникалась интересами сначала цеха, потом завода, а потом и государства…»
Мария Ивановна Виноградова (1910-1990) станет заместителем директора московской фабрики имени Фрунзе (с 1992 года «Даниловская мануфактура»), с 1963 г. - заместителем директора Центрального Научно-исследовательского института лубяных волокон, депутатом Верховного Совета РСФСР в 1937 г. и неоднократно - депутатом Моссовета.
Девушки-москвички 20-30-х годов строят метро, работают на заводах и фабриках, совершают трудовые подвиги. Популярным становится женский спорт, освоение мужских профессий. Портреты летчиц, парашютисток, метростроевцев появляются на обложках журнала "Работница", в произведениях искусства и в фильмах.
Но стремление к красоте и гармонии, несмотря на тяжелый труд и рабочую спецовку, никуда не исчезло. Многие известные женщины- художники, скульпторы, модельеры стали создавать советскую моду. Такой была Вера Мухина, которая не только ваяла монументальную скульптуру, на выставке был представлен макет "Рабочий и колхозница", но и предлагала конструкции-модели интересных шляпок, платьев из платков или шинельного сукна.
На московских текстильных комбинатах «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза» работала в то время художник по тканям сестра Владимира Маяковского - Людмила Маяковская. В 1925 году в Париже на Всемирной выставке она представила свой новый способ нанесения рисунка на ткань методом «разбрызгиваемого краппа» и стала единственным мастером аэрографии по тканям в нашей стране. Преподавала в Московском текстильном институте и во ВХУТЕМАСе. В 1930-е, занималась наследием Владимира Маяковского: открывала музеи, писала мемуары, устраивала выставки.
Москвички преображались. Существовала мода того времени и легко узнаваемый стиль.
В 1928 году театральный художник Валентина Ходасевич стала художником -оформителем главного модного журнала Ленинграда и Москвы "Искусство одеваться". Роскошные модели в стиле ар-деко здесь соседствовали с домашней одеждой и будничными костюмами.
Художницы-вхутемасовки Надежда Кашина, Татьяна Маврина, Александра Кольцова- Бычкова и многие другие создают журналы мод, разрабатывают модели одежды и рисунки тканей для фабричного производства.
Со временем менялась столица, возводились новые архитектурные объекты, строилось новое общество и менялся облик москвичек.
Они смотрят на нас из глубины истории. Мы смотрим на них... Вспомнились стихи Н. Заболоцкого:
-Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?...
В музеях, на картинах, в журналах, на фотографиях запечатлена наша общая история. Так важно понимать связь времен и поколений. Учится жить и радоваться, несмотря ни на что. Созидать, творить, вершить в своем городе, в своей стране. Стоит посмотреть выставку, интерес к ней большой. Тема неисчерпаема!
Ясно осознавала, что это время моей бабушки. Она так жила. Удивительно!