Долгое время, да иногда и сейчас, в обществе существовал стереотипные границы норм поведения для «хорошей девочки». Предлагаю Вам провести эксперимент, сейчас закройте глаза и вспомните своё детство, родителей, учителей, окружающих. Вспомните что они Вам говорили, как учили, что от Вас хотели? Вспомнили?
Ну что какая она «хорошая девочка»? Она не злится, вежливая со старшими, не громко смеётся, ходит ни как «слон», опрятна в одежде, хорошо учится, помогает по дому, не обижает маленьких, а наоборот следит за ними пока они веселятся…и т.д. и т.п. Знакомо?
Так большинство девочек в детстве пытались научить быть хорошими. И самое интересное, что они действительно искренне хотели помочь нам стать совершенными. А по итогу получилось, что получилось.
И теперь девочки воспитанные таким образом испытывают трудности в общении, не могут понять кто они и чем хотят заниматься, не могут постоять за себя, не правильно обращаются с деньгами, не получают удовольствия от секса. Давайте разбираться с этим.
Почему мы запрещаем себе чувствовать?
Эмоциональная отстранённость — это частое явление у взрослых людей. Запрет на эмоции не возникает из неоткуда, он появляется из опыта общения с социумом. Ученые предполагают, что детям легче отказаться от своих чувств в пользу привязанности к родителям. Биологически мы так устроены, что в детстве мы не можем сами за себя постоять, накормить, и выжить без опеки кого-то взрослого, адоптированного в жизни.
Поэтому дети подстраиваются под «порядки» родителей, так он чувствует себя более безопасно, ведь ребенка хвалят и поощряют, когда он делает так как родители, хотят и ругают, наказывают, когда он не подчиняется правилам и устоям семьи. Те, кто уже стал родителем, прекрасно знает, как сложно не передавить в воспитании ребенка. Ведь нет ничего проще подавить ребенка своим авторитетом, а воспитывать криком, наказаниями и запретами приведет к полному послушанию, НО и полному подавлению маленького человека и его эмоциональному запрету.
В подростковом возрасте дети прячут свою эмоциональность ещё дальше, ведь если никто не знает, что ты чувствуешь, значит они не смогут тебя задеть. А мы все помним с Вами какими «милыми» бывают дети в подростковом периоде.
И в итоге ко взрослой жизни, после счастливого детства мы приходим с седыми висками и с эмоциональной «кастрацией». А дальше эта история повторяется в следующих поколениях, по тому что люди, утратившие связь с собой — становятся причиной утраты этой связи у своих детей, внуков.
Если вспомнить как нас воспитывали наши родители и заметить, как мы воспитываем своих детей можно увидеть большое сходство, особенно когда мы уставшие, загружены проблемами — у нас вырывается агрессия и фразы подавляющие эмоции ребенка.
Например, мальчикам часто говорят «не плачь/не капризничай, ты же не девочка», «терпи ты же мужик», «это не по-мужски». И во взрослом возрасте этот мальчик ставит себе установку вести себя как «мачо», подавляя все свои эмоции, которые мужчинам, как его научили в детстве, не свойственны.
А девочки в основном подавляют чувство злости и чрезмерной радости (хотя у детей не бывает радости чрезмерной, они либо радуются, либо нет). Вспоминаем свои интерпретации: «Это не моя дочка, моя дочка не злится», «разве девочка может так кричать», «это чья такая девочка не хорошая, я рожала послушную и хорошую девочку». Это чаще происходит в подростковом возрасте, хотя в зависимости от характера ребенка может начаться и раньше.
Не упустите возможность получить доступ к эксклюзивным материалам и советам от ведущих психологов и мотивационных тренеров. Подпишитесь на наш телеграм-канал прямо сейчас!
Что чувствует ребенок? Что такой, какой он есть он родителям не нужен и подсознание старается подавить неугодные родителям эмоции и стать таким ребенком, который нравится, который вызывает улыбки, а не то злое и не довольное лицо родителей. Вспомнили эти лица?
Вот тут и подавление гнева, который будет копиться годами. А как это выльется? Либо неуверенная в себе амёба, которая старается всем угодить — мечта абьюзера. Или «закипающий чайник», на всё реагирующая негативом, агрессией с большим желанием сбежать подальше от родных.
По итогу эти девочки не смогут построить здоровые отношения, ни с окружающими, ни с мужчиной. Когда не умеешь правильно выражать эмоции заменяешь их другими, более знакомыми. Там, где нужно проявить злость появляется стыд, недовольство может заменится тревогой.
Пример: Муж не пришел ночевать домой, ни в первый раз, — естественно выразить недовольство, а появляется стыд за своё поведение, которое привело супруга к такому поведению. То есть, не он не может удержать ширинку закрытой, а ты недостаточна хороша чтобы тебе не изменяли. А он почему туда пошел? По тому что он МУЖИК. Мужчины не мотают сопли на кулак, берут и делают. Вот он и делает, что может.
Вторая часто запретная эмоция для девочек — радость.
Как принято в обществе: Мальчики балуются, шалят, шумят, ну это же мальчишки так и должно быть. А что же с девочкой? Девочка должна быть «послушной», «примерной», «сдержанной» иначе клеймо «пацанка» девочки не будут дружить, а мальчики не будут любить. А это значит, что нельзя ни только злиться, но и проявлять чувства радости — это же не прилично! «Веди себя прилично» — помните?
Подавление чувства радости проявляется по-разному. Женщина может полностью потерять вкус к жизни, вроде семья, дети, работа, дача, машина как у всех и даже лучше – а удовольствия это не приносит. Такие женщины не любят праздники, для них эта труд и обязанности, а не радость. Они не полноценно испытывают чувства к партнёру, даже когда её балуют и радуют. Она просто не умеет радоваться сюрпризам и подаркам. И с детьми такие женщины сдержаны в эмоциональном плане, по тому что помнит урок из детства: если будешь радоваться – этим будут не довольны.
И кажется, что во взрослой жизни это должно пройти, ты же уже выросла и свободна от контроля родителей. Но нет боимся мы не недовольного лица, не агрессии в словах или в действиях — страх в ощущение подавления, это то чувство, которое испытывала девочка, когда её отчитывали за проявление эмоции, которые сопровождались словесной, телесной и эмоциональной агрессией. Вот это чувство мы и боимся больше всего. Это чувство проявляется в тревожности, возможны панические атаки или тремор рук.
«Тихая истерика»
Это определение врачи присвоили депрессии, которой страдает около 8% всего населения земли. При этом у женщины больше подвержены депрессии чем мужчины. Запрет на радость и гнев одна из причин появления депрессии, точнее даже сказать это следствие, того что девочка с детства подавляет эти эмоции в себе и в определённый момент она уже не может психологически справиться с этим подавлением.
Часто признаками депрессии считают эмоциональную опустошённость, подавленность, отсутствие сил на повседневные дела. Однако у мужчин депрессия может проявиться в избыточной агрессии. Расстройство пищевого поведения также возникает в следствие подавления эмоций и является психическим нарушением.
Это уже запущенный случай, когда человек теряет связь со своим телом, как когда-то потерял связь со своими эмоциями. В детстве тоже проявляется потеря связи с телом и выражается в виде энуреза (недержание мочи) или энкопреза (недержание кала), неконтролируемом перееданием, когда дети режут себя, прокалывают своё тело.
Разумеется, это проявляется не у всех, по тому что люди разные. Да и проблемы со здоровьем это не всегда обозначают подавление эмоций. Тем не менее подавленная злость может спровоцировать, например, псориаз. И тут уже нужно разбираться.
В период взросления часто проявляется тяга к «псевдо-отношениям». Это когда человек не стремится обрести надежного партнера, а вступает в поверхностные любовные отношения. Это происходит из-за подсознательного страха «глубоких» чувств и эмоций, которые делают человека уязвимым. И часто человек даже до конца не понимает, что бросается в такие отношения и верит, что он ищет настоящую любовь. Психологи утверждают, что в глубине души любовь ассоциируется у человека с болью и предательством.
Еще одной крайностью является зацикливание на материальном мире. Когда ребенок не получает понимания от родителей, он зацикливается на материальном как на чем-то более стабильном. Во взрослой жизни проявляется через шопоголизм и стремлению к «зарабатыванию» ради заработка.
Как научиться выражать свои эмоции?
Конечно лучший вариант — это обратиться к специалисту. Только профессионал сможет помочь в полной мере разобраться с этой проблемой и сможет распознать истинные проблемы или, например, алекситимию (это неспособность человека распознавать и выражать эмоции).
Но Вы можете заменить проявление эмоций вербальным проявлением их. То есть вместо зацикливания, Вы понимаете, что в ситуации, когда на Вас наорал начальник Вы должны злится, грустить и расстраиваться, а не стыдится, того что Вы что-то не сделали или не так поняли желание начальника.
ТОЛЬКО не путайте пожалуйста с реальной проблемой, если Вам дали задание, а Вы прохалявили и получили нагоняй, то тут нет проблем с эмоциями, тут проблема с ленью!
Ну так вот, Вы проговариваете в слух «Мне грустно», «Я злюсь», «Меня обидели» и т.д. Делать это нужно в спокойной и безопасной обстановке, без людей, которые могут его осудить в излишней эмоциональности.
Ещё же можно найти сообщества или группы поддержки и учится выражать эмоции с близкими людьми.
А вот чтобы приучить детей не подавлять свои чувства, а выражать их, родители должны, в первую очередь, уметь делать это самим. Один из эффективных способов — учиться проявлять эмоции вместе с детьми. Можно тренироваться «экологично» выплескивать эмоции через игру: например, завести подушки для битья. Когда мама или папа вместо криков и ругани, говорит ребенку «я сейчас очень злюсь» или «я расстроена», так демонстрируются зрелые способы выражения эмоций. То же самое — когда злится сам ребенок, а родитель не уговаривает его «перестать», а строит диалог иначе (например, говорит «я вижу, что ты злишься, и ты имеешь на это право»). Ребенок понимает, что испытывать эмоции — нормально.
Берегите себя! Заботьтесь о себе!
Надеюсь Вам понравилась данная статья, если возникли вопросы или комментарии прошу поделитесь в коментах своими эмоциями со мной.