Французская сказка дает реальный ответ, если внимательно читать. Как героиня моего рассказа.
Алина – студентка 3 курса филологического факультета. Сейчас самое время дописывать курсовую работу «Мораль волшебной сказки». ,Выбор пал на «Аленький цветочек», эту сказку девушка любила с детства. Жаль, фильмов нет, лишь мультики, все фильмы по сказке «Красавица и чудовище».
А что, если написать в сравнительном плане? Насколько они похожи по фабуле , персонажам? Какую мораль прививают детям?
Судя по количеству фильмов о Красавице и Чудовище, сказка притягивает взрослых не менее, чем детей. В последнем французском фильме изменена фабула для насыщения сюжета новыми персонажа.
Ознакомившись с историей сказки, Алина решила начать с «Красавицы и чудовища», так как она появилась раньше. Для этого пришлось прочитать ее на французском языке, не зря учила язык!
Сказка была опубликована впервые в Париже в 1740 году, по мотивам одной сказки древнеримского писателя Апулея. В ней изначально сочетаются и сказочное действие и философия и очень тонкие размышления о любви, о семейных связях и о власти.
Сказка пользовалась огромным успехом, поэтому одна дама, решившая организовать Журнал для детей, адаптировала ее для детей. Мадам Жанна-Мари Ле Пренс де Бомон упростила сюжет, закончив на превращении Чудовища в прекрасного принца. В таком виде сказка вышла в свет и понравилась публике. С тех пор, именно в этой версии она существует, ее перевели на несколько языков, добавляя некоторые детали.
«Красавица и Чудовище» по всем внешним признакам представляет архетип детской волшебной сказки. Но вымышленный мир сказки не так прост, иначе он бы не привлек внимание кинематографистов, причем не раз.
Волшебство, его признаки.
В сказке не указано ни место, ни время действия. Это может случиться в любом месте и в любом веке.
Есть только отец в семье, не объясняется, почему нет матери.
События происходят без их детального объяснения: неизвестно , почему отец семейства разорился в первый раз. Причина второго разорения указана очень коротко, это событие необходимо для того, чтобы подвести к завязке рассказа. Торговец неожиданно получил письмо, извещавшее его о том, что судно с его товарами прибыло в порт. Он поспешил туда, однако товары арестовали, он вновь беден. Возвращаясь, он заблудился и неожиданно попал в неизвестный замок, где сорвал розу и встретился с чудовищем.
Есть целое волшебное пространство – замок Чудовища. Кроме хозяина там нет живых существ, но там царит порядок, стол накрыт для принятия пищи, сад ухожен.
Лошадь, попав на территорию замка, сама находит конюшню с овсом и водой.
Способ передвижения между замком Чудовища и реальным миром в современных словах – телепортация. Стоит оставить волшебное кольцо на столе вечером, как утром девушка просыпается у себя дома. Багаж следует за своим владельцем сам по себе, не обременяя хозяина.
Сундук с платьями исчезает, когда Бэль решила подарить их сестрам, возвращается к ней, когда она отказалась от этой мысли.
Вывод напрашивается сам собой: источник волшебства – хозяин замка, его сила присутствует незримо везде. Он читает мысли человека и реализует их; повелевает животным миром; создает предметы и вещи по мере необходимости .
Персонажи, их назначение.
Каждый персонаж воплощает добродетели или пороки.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ, как САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Отец, разорившийся торговец и его шестеро детей, которых он очень любит. Какими бы не были дети, их надо любить.
Отец не колеблется в выборе: ни одна из дочерей не поедет к Чудовищу. Он возвращается домой, чтобы еще раз взглянуть на детей перед расставанием. Чудовище дало ему сундук золота, отец радуется: дети не останутся без гроша, они будут богаты.
У отца слепая родительская любовь. Дети уже взрослые, но не спешат самостоятельно заботиться о себе. Сыновья могли бы начать зарабатывать, они не черствые, им не хватает ума. Сыновья готовы сразиться с Чудовищем и погибнуть, если не одолеют его.
Но отец знает, что Чудовище могучее, он не сможет жить, зная, что сыновья погибли из-за него. Он ограждает сыновей от внешней угрозы, сам готов погибнуть.
Такой тип родителей жив до сих пор.
КРАСОТА, ДОБРОТА И ВЕЛИКОДУШИЕ. Бэль, младшая красавица дочь. Она идеальна. Мало того, что девушка красивее своих сестер, она еще трудолюбива, безропотно делает всю работу по дому.
Она просит отца привезти ей розу по двум причинам. Вслух она объясняет отцу свою просьбу тем, что здесь нет роз. Это эстетическая причина, так как ей хочется увидеть природную красоту, утолить свою жажду прекрасного.
Есть еще истинная причина, подчеркивающая идеальность Бэль. Она прежде всего заботится о сестрах. Если она не попросит подарка, сестры подумают, что младшая хочет выделиться, а это плохо.
В сказке не уделено внимания цвету розы, неважно какая, просто указан один предмет из всех une rose. Так подчеркивается истинное значение подарка для младшей дочери: она думает, что найти какую-нибудь розу будет достаточно просто.
Отец сорвал целую ветку, свисавшую над ним.
Сила характера в том, что она умеет принимать верное решение в сложной ситуации: она пойдет к Чудовищу, не отец.
Несмотря на то , что сестры обвинили ее в черствости, она продолжает заботиться о сестрах. Как только появились женихи, младшая дочь советует отцу выдать дочерей замуж, они очень этого хотят.
Она не плачет перед расставанием, потому что не хочет еще больше расстроить своих родных.
ЗЛОБА, ЧЕРСТВОСТЬ СЕРДЦА, ЗАВИСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ. Старшие сестры, бессердечные и злые, поэтому они не способны быть счастливыми.
Сестры умеют извратить самые простые поступки для своей выгоды. Узнав, что отец заплатил за розы своей жизнью, они обвиняют Бэль в том, что сестра захотела выделиться. Заказала бы то же , что и они, а не цветок, ничего бы не произошло. Увидев, что Бэль не уронила ни слезинки, они обвиняют ее в желании смерти отца .
Сестры напрочь лишены человеческого качества меняться в лучшую сторону. Они готовы отдать Бэль на растерзание зверю, чтобы она больше не расстраивала их своим незаслуженным, по их мнению, богатством.
ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК В ОДНОМ ТЕЛЕ. Чудовище – страшное обличие скрывает доброту души. Его значение в том, чтобы научить другого, в данном случае девушку, подавлять свой страх и использовать свои собственные возможности.
У него есть своя поучительная история. Сейчас это дикое животное, лев, кабан или страшный призрак. Давно, давно это был красавец принц безмерно тщеславный и негостеприимный. Когда к нему пришла одна фея в виде старушки в лохмотьях, он не пустил ее на порог, не подал кусочка хлеба. Фея наказала его за эти пороки, превратив в зверя, от которого в страхе убежит любая женщина. Лишь та, что разглядит в нем доброе начало, способна разрушить чары.
ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ. Оставшись у Чудовища , девушка ждет неминуемой гибели. Сначала она плачет, что естественно. Но по мере того, как она видит окружающее пространство, ее настроение меняется. Решив, что она погибнет вечером, Бэль хочет прожить остаток дня без печали. Гуляя по замку и любуясь его великолепием, она видит дверь с надписью Апартаменты для Бэль.
Квартира девушки обставлена не просто роскошно, но по ее вкусу. Книги, клавесин и много нот, из чего она делает вывод, что, возможно, ей придется еще провести какое то время здесь.
У нее есть средства связи с хозяином замка и с внешним миром. Чудовище читает ее мысли, пишет ей в книге свой ответ, чтобы не пугать ее своим рычанием.
Зеркало служит односторонней связью с домом, она может видеть своих родных.
С точки зрения сегодняшнего дня, это прообраз теле и видео связи. Люди издавна мечтали об этом и воплощали мечту в сказке.
В этой экстремальной ситуации девушка не теряется, наоборот, все ее положительные качества проявляются в полной мере.
Первый диалог девушки и Чудовища показывает нам поведение и характер Чудовища.
Он вежлив, спрашивает разрешения, может ли он побыть с ней; окружая девушку роскошью, хочет доставить ей удовольствие.
Сам себя характеризует страшным, не умным, глупым, знает, что он глупое животное.
Девушка делает вывод, что он не так глуп, если осознает свои недостатки.
На предложение Чудовища о замужестве Бэль честно отвечает отказом, хотя и боится его гнева.
Морально-нравственный урок для детей.
Добродетели необходимо воспитывать с детства. Дети делают вывод: ужасная внешность и жестокость не одно и тоже. Под внешностью страшного зверя скрывается добрая душа. Надо уметь разглядеть внутренний мир человека под его внешним видом.
Люди скрывают неблагодарное, развращенное, лживое сердце.
Не следует отчаиваться и готовиться к худшему, если ты в необычной ситуации. Оставайся самим собой, не теряй присутствия духа, не отчаивайся, будь наблюдательным.
Морально-нравственный урок для юных девушек.
Неожиданно, но он есть. В соответствии с укладом общества в 18 веке девушку часто выдавали замуж за пожилого мужчину. Добродетель или зло?
Если оба, девушка и мужчина, не злобны, не бессердечны, умеют разглядеть добродетели, скрытые от внешнего мира, то они построят свое пространство.
Девушка с добрым сердцем прислушивается к Чудовищу, начинает ценить его доброе отношение к ней.
После отказа стать его женой, Чудовище не громит все вокруг в страшном гневе, оно уходит в расстроенных чувствах.
Оставшись одна, девушка испытывает сочувствие к Чудовищу – первый шаг к добрым отношениям. За три месяца она привыкла видеть его за ужином и даже ждала его появления. Но отвечала отказом на каждое предложение стать женой. Она предлагает дружбу, Чудовище соглашается.
Десять дней разлуки с Чудовищем становятся испытанием для девушки . Она приходит к выводу о том, на каких качествах строятся отношения между мужчиной и женщиной в браке: ни красота, ни ум мужа не принесут радости жене. Добрый характер, добродетель, уважение со стороны мужа. Не любовь, но уважение, дружба и признательность со стороны женщины достаточны для брака. Бэль принимает решение выйти замуж за доброе сердце, даже если оно в обличье чудовища. Не любовь, а логика и привычка видеть рядом доброе существо руководит девушкой.
Теперь поставим на место Чудовища пожилого мужчину, который с первого взгляда выглядит стариком, неподходящим для брака с юной девушкой. Но если мужчина окружит девушку заботой, вниманием и добрым отношением, девушка оценит и поймет выгоду неравного брака.
Очень назидательно, готовое руководство для девушек.
Однако волшебство вступает в свои права в своем пространстве. Бэль видит Чудовище умирающим, брызгает водичкой на морду и сообщает очнувшемуся Чудовищу, что он станет ее мужем. Она признается, что сейчас чувствует не только дружбу, но и боль, если больше не увидит его. Она дрожит от страха потерять его навсегда. Вероятно, эти чувства составляют любовь.
Чары рассеиваются, принц, прекраснее, чем сама любовь, предстает перед девушкой. Бэль приятно удивлена, но спрашивает, где же Чудовище? По этой реакции на исчезновение зверя, вероятно, также следует судить о любви девушки.
Принц рассказывает свою историю. Зло исчезнет, если девушка согласится выйти замуж за чудовище, что и случилось.
Слово «любовь», как основа отношений между мужчиной и женщиной встречается два раза. Бэль говорит себе, что у нее нет любви к Чудовищу, но у него доброе сердце. Принц прекраснее, чем сама любовь.
Что такое любовь, исходя из сказки? Честность, доброта, долг, дружба, признательность, привычка, страх от утраты партнера. В этом состоит счастье в браке.
Или иной вывод. Счастье в браке может быть без любви, если есть вышеперечисленные компоненты с обеих сторон.
В заключении вновь назидательные выводы. Фея перенесла их в страну принца, где они поженились, Бэль прожила с ним долго в полном счастье, а счастье в добродетели. Бэль заслужила свое счастье, счастье не падает с неба.
Пороки в лице сестер наказаны и очень страшно. Фея покрывает их камнем с возможностью все понимать, но неподвижно стоять перед дворцом Бэль и созерцать ее счастье. Фея прямо заявляет, что они не исправимы. Это пожизненное заключение без удо.
Сказка отвечает нормам французской морали 18 века.
Согласны ли вы с такой моралью?
Пишите, подписывайтесь на мой канал, ставьте одобрение. Или просто выскажите ваше мнение.