Окончив морской корпус, получил звание мичмана Дмитрий Александрович Лукин (1770-1807). Так 235 лет назад началась карьера этого моряка и легендарного русского силача.
В детстве проживал в деревне, близко сошелся со своим крепостным Ильей Ивановичем Байковым. Потом дал ему вольную. Впоследствии Илья, тоже обладавший феноменальной силой, стал лейб-кучером императора Александра I.
В 1790 году проходил службу на фрегате «Брячислав» и принимал участие в Красногорском и Выборгском сражениях, за что был произведён в капитан-лейтенанты. Участвовал в высадке десанта на территорию Голландии, «за проявленную расторопность» был награждён орденом Святой Анны III степени.
В 1801 году получил звание капитана 2-го ранга и назначение командиром линейного корабля «Рафаил». В 1802 году за 18 морских кампаний был награждён орденом Святого Георгия IV степени. В 1803 году за спасение севшего на мель корабля «Ретвизан» награждён орденом Святого Владимира IV степени.
После начала в 1806 году русско-турецкой войны «Рафаил», выйдя из Кронштадта, пришёл в начале февраля 1807-го в Адриатическое море, где вошёл в состав эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина. В ходе кампании в мае Дмитрий Лукин командовал десантом на острове Лемнос.
19 июня 1807 года, находясь в Эгейском море, русская эскадра обнаружила турецкий флот у острова Лемнос и начала сближение с ним, преграждая пути отхода к Дарданеллам. Так началось Афонское сражение. 80-пушечный «Рафаил» под руководством Дмитрия Лукина шёл впереди. Совместно с корветом «Сильный» он атаковал 120-пушечный корабль «Мессудие» («Счастье»).
Выйдя на пистолетный выстрел, «Рафаил» открыл огонь из пушек, в которые было заложено по два ядра. Разрушения заставили «Мессудие» выйти из линии турецких кораблей, однако «Сильный» не выполнил предписание Лукина и не смог помешать турецкому флагману вернуться в боевой порядок. Сам же «Рафаил» из-за серьёзных повреждений такелажа более не мог удержаться на курсе, он приблизился к вражеским кораблям вплотную и сковал их боем. Именно на «Рафаиле» сосредоточился огонь противника, что дало возможность остальным русским кораблям успешно маневрируя и практически без потерь обстреливать турецкие корабли и не подпускать подкрепления к месту сражения.
Вскоре турецкий флот начал беспорядочно отступать, потеряв в итоге 8 кораблей из 20. Российские потери составили 77 человек убитыми, в основном среди команды «Рафаила». Среди них был и капитан корабля Дмитрий Александрович Лукин. Его похоронили в море с воинскими почестями.
Лукин был среднего роста, плотный. Обладал неимоверной силой. Легко ломал подковы, мог держать пудовые ядра полчаса в разведенных руках, завязывал железную кочергу двумя узлами, одним пальцем вдавливал гвоздь в корабельную стену, не давал рысаку тронуться с места, удерживая дрожки за ось.
При такой своей удивительной силе был кроток и терпелив и никогда, даже будучи рассержен, не давал воли рукам. Однажды императрица Мария Федоровна, знавшая Лукина, пригласила его к себе и за обедом попросила продемонстрировать свою силу. Моряк взял 2 тяжелые серебряные тарелки, с легкостью свернул их в трубочку и поднес государыне.
В бытность свою в Англии, он произвел там фурор; газеты с восторгом писали о русском силаче. Как-то Лукин пошел в бильярдную, спросил стакан пунша, отпил глоток, поставил стакан на подоконник и стал наблюдать за игрой. Через какое-то время обнаружил, что стакан его пуст. Он спросил второй, снова поставил его на подоконник и стал незаметно следить за своим напитком. Через минуту к окну подошел какой-то джентльмен и залпом осушил чужой пунш.
Лукин заказал чашу пунша, подошел к нахалу и сказал: «Вы выпили 2 моих пунша. Русские, как видите, не скупы на угощение. Если вы не выпьете этой чаши, то я вылью ее вам на голову». Все находившиеся в бильярдной джентльмены возмутились, а любитель чужого пунша ответил дерзостью. Лукин окатил нахала с ног до головы.
Из толпы вышел огромного роста силач, решивший проучить русского. Лукин схватил его поперек туловища и выбросил в окно. Бильярдная была на первом этаже, силач не разбился, но разразился проклятьями. Подскочил второй смельчак - и он оказался за окном. Такая же участь постигла и третьего.
Обескураженные англичане потребовали объяснений, Лукин рассказал историю с пуншем и был единогласно признан правым.
Узнав о гибели друга, Илья Байков рассказал об этом Александру I. Тот не оставил без внимания семью погибшего героя. Вдове Лукина была назначена персональная пенсия, а его сыновей Николая и Константина приняли без оплаты в Пажеский корпус, откуда они вышли офицерами.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.