ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ (2019)

В фильме Терренса Малика «Тайная жизнь» (2019) есть эпизод, в котором иконописец произносит:

— Я побуждаю людей смотреть вверх и мечтать. Они поднимают глаза и думают, что, если бы жили во времена Христа, никогда бы так не поступили. Никогда бы не казнили тех, кого сейчас обожают.

Я изображаю эти страдания, но сам не страдаю. Я зарабатываю этим. Мы просто заставляем сострадать.

Мы создаем почитателей, а не последователей. Но жизнь Христа — это требование. А мы не хотим напоминания об этом, чтобы не видеть, что происходит с правдой

Грядут темные времена. Люди поумнеют. С правдой не будут бороться, её будут просто игнорировать.

Я изображаю удобного Христа… с нимбом над головой. Как показать то, что не испытал? Когда-нибудь я наберусь храбрости, но… не сейчас. Когда-нибудь я напишу истинного Христа.

Эти слова пронзили меня. Я остановил просмотр фильма и несколько раз переслушал их. Насколько точно и, одновременно, больно…

Не этим ли занимается современная церковь? Созданием почитателей Христа, а не Его последователей? Людей, красиво поющих и профессионально служащих, но при этом живущих только ради своих интересов?

Не этим ли занимаются современные проповедники? Мы призываем сострадать Тому, Кто умер за нас, но в своей жизни избегать любых сложностей. Мы учим сострадать, но ни в коем случае не страдать самим. Избегать всего, что хоть как-то препятствует нашему комфорту. И мы даже научились видеть в этом волю Божью. 

В свое время я задавался вопросом, как немецкая Церковь, Церковь великих богословов и реформаторов, в массе своей так постыдно повела себя во времена Третьего рейха? И как действовали бы современные христиане, если бы всё повторилось? 2022 год сполна ответил на эти вопросы.

Был еще один давнишний вопрос: как бы верующие отреагировали, если бы Иисуса распинали сегодня? В этом году я получил наглядный ответ и на него

В фильме есть запоминающийся эпизод, в котором жители австрийской деревни совершают крестный ход. Под пение псалмов чинно несут христианские символы. Но жену и дочерей главного героя, оказавшегося в тюрьме за отказ присягнуть нацистскому режиму, встречают враждебно. Им здесь не рады, ведь они «позорят» своих земляков. Они здесь чужие. Так показана разница между теми, кто действительно «несёт свой крест», и обычными участниками религиозной церемонии. «Несущие крест» зачастую становятся изгоями.

— Твоя жертва никому не поможет, — говорит священник главному герою фильма.

— Я хочу сохранить жизнь, но не ложью, — звучат слова главного героя.

— Весь мир тонет. Ответа нет. Следовать за Ним — безумие, — произносит сосед.

— Лучше пережить несправедливость, чем творить её, — говорит главный герой.

— Нас лишили голоса. Что мы, простой народ, можем? — вопрошает житель деревни.

— Когда отказываешься от мысли выжить любой ценой, на тебя снисходит озарение, — говорит главный герой.

Может поэтому в современной церкви так мало настоящих откровений и озарений? Мы слишком стараемся сберечь свою душу, оттого и теряем её.

Я бы советовал всем посмотреть этот фильм, особенно моим согражданам. Фильм сложный. Сложный не столько для ума, сколько для сердца. Смотреть его — словно читать непростую книгу. Но кто сказал, что книги или фильмы должны быть простыми? Настоящие произведения, как правило, непростые. Они — как вызов. Библия — тоже непростая книга. Но преодолевая их, мы развиваемся и возрастаем. Это меняет нас. А от легких, чаще всего, мало что остаётся. 

— Придет время, когда мы узнаем, зачем это, — говорит супруга главного героя. 

Однажды мы поймём, что всё пережитое было необходимо для нас. Только так наши жизни смогут изобразить истинного Христа.

Виктор Судаков

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:7,8)

В фильме Терренса Малика «Тайная жизнь» (2019) есть эпизод, в котором иконописец произносит: — Я побуждаю людей смотреть вверх и мечтать.