После опустошительных пожаров 1736-37гг, государыня Анна Иоанновна предприняла решительные действия для обеспечения погорельцев жильем и предотвращения пожаров впредь. За Аничковой заставой, между Фонтанкой и Лиговским каналом выделили место для строительства собственных домов служителям Дворцового ведомства из подлого сословия. Так на карте города появилась Дворцовая или Придворная слобода. По плану городской застройки Петра Еропкина, в слободе предусматривалась торговая площадь, окруженная непременно каменными двухэтажными домами с галереями-торговыми лавками в первых. А каждой площади полагалась церковь.
Слобода довольно быстро разрасталась, к середине 1740-х в ней было уже больше 2,5 сотен дворов, социально активного, надо сказать населения. Жители хотели церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери с приделом во имя св. Иоанна Дамаскина (такое вот конкретное желание), быстро собрали деньги на ее строительство и даже подыскали себе священника – Григория Матфеева из церкви Живоначальныя Троицы на Охте.
Но как же пока строится, где ж православному молиться — испросили и получили разрешение об открытии временной в доме комиссара дворцовой канцелярии Федора Якимова, куда из храма Сергия Радонежского в Артиллерийской слободе перенесли походный (написанный на плотной ткани) иконостас. Дом Якимова не сохранился, его участок находился на противоположном конце современной Колокольной, а тогда Столовой улицы. Временная Владимирская церковь работала около года до открытия построенной на площади.
Строительство было не совсем возведением, разобрали церковь в Артиллерийской слободе (там уже активно росла каменная), перенесли и собрали.
Деревянная однокупольная церковь была освящена в 1747 в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день на божественной литургии присутствовала Елизавета Петровна, пожертвовавшая на обустройство храма 300 рублей. Но довольно быстро церковь стала "зело мала", да и обветшала. По прошению прихожан о строительстве каменного храма было получено разрешение на сбор пожертвований.
К 1760, стараниями священника Иоанна Кирикова собралась достаточная для начала строительства сумма и был готов проект, авторства, предположительно, Пьетро Антонио Трезини. Строительство велось долго: в 1768 был освящен нижний храм, верхний еще через 15 лет, в 1783.
Отец Иоанн не дожил до окончания проекта — был зверски убит грабителями. Лихие люди рассчитывали поживиться, ведь денег собрали много, но нашли всего 40 копеек, иерей не был стяжателем. Плиту с захоронения отца Иоанна обнаружили в 1990-х, к 230-летию храма ее восстановили и установили беломраморный крест. А в 2013, при производстве гидроизоляционных работ, обрели останки священника. Ныне, во время крестного хода в престольные праздники, у захоронения совершается панихида.
Внутреннее убранство каменной церкви уже в первые годы его постройки поражало своим великолепием. До наших дней не сохранились почти ничего — ни икон, ни утвари, ни богослужебных книг — кроме иконостаса верхнего храма.
Иконостас во Владимирском соборе волею судьбы оказался двойным. Изготовленный при Екатерине 2, в начале 19 века был повернут лицом к алтарю, в галерее его фото, мужчины при большом желании могут посмотреть воочию.
Тот, что виден всем - перенесен из домовой церкви Воскресения Словущего Аничкова дворца. Выполненный по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году, это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Из 30 икон 24 уцелели. Что это, если не чудо чудное и диво дивное.
В XIX веке из Сретенского монастыря Москвы доставили список Казанской иконы Божьей Матери, точную копию с чудотворного образа. Икона была украшена серебряной вызолоченной ризою, с жемчугом и драгоценными камнями. Венец из хрусталя, корона на нем из разноцветных камней — яхонты, изумруды, сапфиры, алмазы, один топаз, в середине короны небольшой образ Владимирской Богоматери на финифти... Святыня была изъята после революции, местонахождение неизвестно, сейчас современный образ. А вот справа от иконостаса образ Спаса Нерукотворного, освященный в 1903 году Иоанном Кронштадтским.
По сторонам от центрального, приделы в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" и во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они появились во второй половине XIX века, после устройства системы отопления и вентиляции.
Верхний храм изначально был холодным, только к концу 19 века в нем провели калориферное отопление. Нижний храм тёплый с самого освящения, большую часть года службы проходили именно в нем. И как раз здесь не сохранилось ничего. Центральный придел освящен в честь преподобного Иоанна Дамаскина, как и хотели социально активные жители слободы, два боковых — в честь священномученика Харлампия и пророка Илии.
Если верхний храм полностью восстановили к 2000 году, то реставрация нижнего продолжается и теперь, мастерские расположены в самом соборе, уже позолоченные детали иконостасов соседствуют с еще неоконченными. Если вам посчастливится попасть на комплексную экскурсию с мастер-классом по колокольному звону, получится прикоснуться и к тайнам реставрации.
Отдельно стоящая колокольня сначала была 3-ярусной, построена к 1791 по проекту Д.Кваренги, Смотрелся церковный ансамбль немного странно — колокольня ниже церкви. К середине 19 века надстроена четвертым ярусом уже по проекту Ф.Руска. Тогда же бывшая Столовая, потом Басманная улица стала Колокольной, торговая площадь получила наконец-то название Владимирская и часть Литейного проспекта от площади до Невского стала Владимирским проспектом.
В 1887-88 в церкви произвели большую реставрацию — в ней проходила часть торжеств во время празднования 900-летия крещения Руси, вероятно тогда в нижнем храме появился иконостас "в старинном греческом вкусе".
Достраивали и перестраивали здание многократно. Так, изначально, подъем в верхний храм был через нижний, через трапезную на втором этаже. Удивительным образом в этой трапезной до наших дней дошли дубовые шкафы, наверное, просто не смогли вынести. В 1831 к западному фасаду по проекту Мельникова пристроили каменный притвор, с лестницами на второй этаж. Через 2 года, по проекту Гольма, появились двухэтажные притворы с севера и юга, плюс помещение для лестницы у апсиды, с юго-востока. В 1850-51 по проекту Руска вокруг была сооружена ограда на каменном цоколе, с двумя каменными часовнями по углам. Пристройки сделали легкий и стройный силуэт тяжеловеснее, но храм в стиле барокко все равно остался каким-то парящим, невесомым.
Прихожанином Владимирской церкви был Фёдор Михайлович Достоевский, и сейчас совершаются по нему панихиды. Здесь отпевали няню Пушкина Арину Родионовну и его друга Антона Дельвига.
Это была одна из богатейших церквей города, кроме массы замечательных священных предметов, она располагала уникальной библиотекой — требник Петра Могилы, проект русской азбуки с собственноручными пометками Петра I, уникальны Еванглие XVII-XVIII веков, это хранилось здесь. Предметы из церковной коллекции экспонировались на художественных выставках начала ХХ в. К сожалению, до наших дней не сохранилось ничего. Уже в начале 1920-х началось изъятие ценностей, в начале 1930-х храм закрыли, большую часть икон и риз передали в Эрмитаж и Русский музей. Помещения отдали под под книжные фонды отдела атеизма Государственной Публичной библиотеки.
Накануне войны решено было устроить в церкви общежитие Строительства №5 ЖЭУ, при передаче обнаружили утраты в уникальном иконостасе, было похищено 6 образов, выломана резьба царских врат с 6 иконами... Не хочется думать, что руку приложили работники Публички, но... Всю блокаду храм пустовал, потихоньку ветшая.
Дальше больше, после войны помещения заняли книгохранилище библиотеки Академии наук, трикотажная фабрика (со складом готовой продукции в алтаре), институт "Ленмашучет" (теперь алтарь заняли рабочие столы сотрудников). Все это, несмотря на присвоенный в 1960 статус охраняемого объекта и проведенные реставрационные работы, не способствовало особой сохранности.
В 1989 году церковь возвращена епархии, тогда же началась расчистка храма и реставрация, продолжающаяся и поныне. 7 мая 2000 года Владимирской церкви присвоен статус Собора, отныне и навсегда, настоятелем является правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии.
Славится сейчас детский хор Собора
С 2000 года при храме действует школа звонарей, которых обучают мастерству виртуозного звона. Единственная в Санкт-Петербурге. Обучение индивидуальное, без строгой программы, с учетом особенностей ученика, проводят звонари собора, результаты великолепные. Руководитель школы, Владимир Степанович Кайчук — удивительный человек. Кроме того, что он старший и талантливейший звонарь, он же руководитель реставрационных мастерских собора. Невероятная харизма, обширные знания, талант рассказчика, я лично от Владимира Степановича в восторге.
На высоте 41 метр сейчас обустроена смотровая площадка, одна из самых высоких в городе. Ярусом ниже небольшая экспозиция, рассказывающая про историю собора. Там же, вероятно, проходят уроки колокольных звонов.
Если вы еще не были на колокольне, обязательно поднимитесь.
Собор, как культовое место, несмотря на тяжелые года, не утратил своей намоленности, в нем чувствуешь себя дома, и в верхнем храме, и в нижнем.