Конструкторское бюро «Туполев» — советское и российское авиационное проектно-конструкторское бюро, созданное более ста лет назад (22 октября 1922 года), авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым.
Об авиаконструкторе.
Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года под городом Кимры, в 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище, в 1916-1918 годах работал в первом в России авиационном расчетном бюро, вместе с Николаем Жуковским формировал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
В 20-30 годы под руководством Туполева были созданы прорывные самолеты как военного, так и гражданского назначения такие как:
АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-20.
Андрей Туполев внес колоссальный вклад и в развитие гражданской авиации, под его руководством создавались самолеты для внутренних и международных пассажирских авиалиний - Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-144, Ту-134 и Ту-154. Туполев искал возможности создания новых типов магистральных пассажирских самолетов, что обусловило появление современных машин Ту-204/214 и Ту-334.
Лучшие самолёты.
АНТ-1
Это одноместный опытный спортивный самолёт, совершивший свой первый полёт 21 октября 1923 года; первая разработка ОКБ им. Туполева. Спроектирован А. Н. Туполевым. Первый полет на нем 21 октября 1923 года совершил летчик-испытатель Евгений Погосский. Опытный образец самолета остался в единственном экземпляре.
АНТ-4 (ТБ-1)
Первый тяжелый самолет-бомбардировщик.
Данный самолёт созданный под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Его испытания начались 26 ноября 1925 года. Они длились семь минут. Во время испытаний был за штурвалом летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский. Он совершил рекордный перелёт в Нью-Йорк самолёт без вооружения в 1929 году под названием «Страна советов».
После нескольких успешных испытаний начали серийное производство машин.
Ту-95
Турбовинтовой дальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов руководство СССР опасалось угрозы ядерного нападения со стороны США. В ведении Стратегического Авиационного Командования США имелся как флот дальних тяжёлых бомбардировщиков-носителей ЯО типа B-29, дислоцированных на авиабазах за пределами Америки, так и межконтинентальные турбореактивно-поршневые стратегические бомбардировщики B-36.
На сегодняшний день уникальная машина стоит на вооружении одной единственной страны – России.
По официальным данным в строю находится ровно 60 бомбардировщиков Ту-95 всех моделей.
ТУ-104
Первый реактивный пассажирский самолет.
В 1952 - 1953 годах ОКБ А.Н.Туполева сконструировало дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, считающийся одной из лучших машин в своем классе. На его базе было решено создать пассажирский лайнер. Такое решение было оправдано с точки зрения экономии времени и средств при проектировке, а также облегчало процесс серийного производства.
При создании самолета конструкторы решили оставить часть конструкции Ту-16.
ТУ-16
От него к «104-ке» перешёл: компоновка кабины экипажа, крыло, хвостовое оперение, шасси, а также пилотажно-навигационные приборы. Для Ту-104 заново сконструировали воздухозаборники двигателей и фюзеляж, добившись большей вместительности.
17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере.
Первые Ту-104 начали поступать в гражданский воздушный флот в мае 1956 года, а уже 15 сентября был совершен первый регулярный рейс по маршруту Москва – Омск – Иркутск. Первые самолёты были рассчитаны на 50 человек. С 1957 года начали выпускать их серийно усовершенствованный лайнер, который имел более длинный фюзеляж. В перепланированном салоне можно было установить уже 70 кресел. А в 1959-м на линиях «Аэрофлота» начали эксплуатироваться 100-местные Ту-104Б.
Ту-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.
У Андрея Николаевича Туполева была мечта: построить сверхзвуковой пассажирский лайнер. Первый полёт этот самолёт совершил 31 декабря 1968 года.
Львиную долю успеха в преодолении звукового барьера новым самолетом должен был обеспечить двигатель. Его взялось построить ОКБ Н.Д. Кузнецова. Специально для Ту-144 был разработан двухконтурный турбовентиляторный двигатель НК-144 с форсажными камерами. В самолете использовались новейшие материалы на основе алюминия и впервые широко применялся титан.
Следующим шагом стало преодоление звукового порога. 5 июня 1969 года опытный Ту-144 на высоте 11 тыс. м впервые развил сверхзвуковую скорость. В мае следующего года самолет преодолел рубеж в 2 Маха на высоте 16,3 тыс. м со скоростью 2150 км/ч. В ходе испытаний выяснилось, что опытные двигатели НК-144 не обеспечивали требуемую дальность полета без форсажа. Ту-144 на сверхзвуке смог преодолеть 2920 км, что было значительно меньше заявленных требований.
Двигатель НК-144
Причиной прекращения производства, стала экономическая нецелесообразность использования сверхзвуковой пассажирской авиации. Билеты на рейс Ту-144 стоили почти вдвое дороже обычных, поэтому самолеты часто летали полупустыми. Затраты на топливо, обслуживание летательных аппаратов и создание соответствующей инфраструктуры на земле были весьма внушительными.
Ту 154
Самолёт был разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А.
По мере развития авиационной технологии, Ту-154 был модернизирован и модифицирован, чтобы соответствовать современным стандартам безопасности. Однако, несмотря на это, катастрофы с участием Ту-154 произошли на протяжении всей его эксплуатации, что способствовало утрате доверия к этому самолету.
В настоящее время в России бОльшая часть машин этого типа находится на хранении и мало подходит для полётов, однако машины Минобороны, МЧС и специального лётного отряда «Россия» находятся в абсолютно исправном состоянии и постоянно летают как внутри страны, так и за её пределами.
28 октября 2020 года последний использовавшийся в России для пассажирских перевозок Ту-154 выполнил свой заключительный рейс.
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 октября 2020 года единственный из оставшихся в гражданской авиации РФ самолетов Ту-154 (авиакомпании "Алроса") выполнил по маршруту Мирный (Якутия) - Новосибирск свой последний регулярный рейс с пассажирами. Завершилась регулярная пассажирская эксплуатация этого типа самолетов на гражданских авиалиниях России. Ту-154 использовались таким образом в СССР/РФ на протяжении 48 лет и восьми месяцев.
«Туполев» в наши дни (ТУ-204 и ТУ-214).
Самолеты Ту-214 в настоящее время используются как для пассажирских перевозок на авиалиниях, так и для выполнения специальных задач в авиации государственных ведомств, включая Минобороны России. Разрабатываются различные модификации этого самолета для решения разнообразных задач, в том числе участие в международных программах. Особенностью Ту-214 является использование отечественных авиадвигателей ПС-90А, которые являются надёжными и постоянно совершенствуются. Согласно договорённостям, первые экземпляры Ту-214 будут поставлены в авиакомпанию "Аэрофлот" уже к 2024 году.
28 декабря 2023г. в Казани парк авиакомпании Red Wings пополнил новый борт – самолет Ту-214 (бортовой номер RA-64518), прошедший процедуру восстановления летной годности. Церемония подписания акта о приемке воздушного судна состоялась в аэропорту Казани. Первым эксплуатантом этого самолёта была авиакомпания «Трансаэро», лайнер был передан ей в октябре 2009 года. Сейчас, после восстановления лётной годности, лайнер будет использоваться Red Wings. Что интересно, у него особенная окраска — в фирменной ливрее ОАК.
В настоящее время в мире действует 28 самолетов Ту-204, что составляет около трети от общего производства этой модели. Почти все из них находятся в эксплуатации российских авиакомпаний, за исключением одного Ту-204-100, который находится на лётных испытаниях в Китае.
В России крупнейшим источником эксплуатации Ту-204 является правительство. У них в распоряжении имеется 15 самолетов, используемых для различных целей.
«Я не пишу, а делаю».
Туполев А. Н.