Найти тему
Евразия.Эксперт

Румынизация и вытеснение русского языка ведут к расколу Молдовы – политолог

Фото: © Sputnik / Родион Прока
Фото: © Sputnik / Родион Прока

Молдавская идентичность сегодня не в моде у властей республики. Выступая на телевидении накануне Дня государственного флага, председатель парламента Молдовы Игорь Гросу призвал граждан страны называть себя румынами, «если мы хотим, чтобы страну приняли в большую семью ЕС». Ранее назвать румынский родным языком при переписи населения призвал сограждан премьер-министр Дорин Речан. Неприкрытая румынизация негативно сказывается на единстве страны. Потенциальное слияние с Румынией назвали смертью для Молдовы в Гагаузии. В регионе предупредили, что готовы отстаивать независимость в случае такого развития событий. Почему Кишинев продолжает отвергать молдавскую идентичность, в комментарии для «Евразия.Эксперт» проанализировал директор компании в области политических исследований и консалтинга Intellect Group (Кишинев) Ян Лисневский.

– Господин Лисневский, 27 апреля в Молдове отмечается День государственного флага – одного из главных символов суверенитета и независимости страны. Однако администрация президента Майи Санду сознательно отказывается от молдавской самоидентичности, продвигая взамен румынскую. В чем заключается символическое значение сегодняшнего праздника для граждан Молдовы?

– День государственного флага в Молдове имеет большую символическую важность для жителей Молдовы, в точности как язык, многонациональность и мультикультурность. Эти элементы являются объединяющим фактором для населения. День государственного флага – напоминание о суверенитете и независимости страны, которое подчеркивает историческое и культурное наследие Молдовы. Флаг как символ объединяет граждан вокруг идентичности и государственности.

С другой стороны, объединяющие факторы являются угрозой для правительства, которое делает акцент на радикальное разделение общества в своих политических и электоральных интересах. Такие действия вызывают различные негативные реакции в обществе. Важно отметить, что изменение символической значимости национальных символов в политических целях существенно влияет на национальное единство и идентичность страны.

– В чем проявляется притеснение несогласных с политикой Санду?

– Режим стремится изменить значение символов молдавского государства и всего того, что объединяет молдавское общество – язык, традиции, культура, религия. Такие действия включают не только прямое давление на несогласное большинство. Также власти пытаются изменить общественное восприятие символов государственности через медиакампании, образовательные программы, занимаясь пропагандой в том числе среди детей от 8 до 17 лет, или публичные заявления высокопоставленных лиц.

Эти манипуляции направлены на переосмысление или изменение национальных символов в соответствии с политической линией, которая поддерживает более тесные связи с Румынией. Но скорее всего, это даст обратный эффект из-за своей радикальности.

– Какие конкретные шаги предпринимаются под эгидой «румынизации», чтобы заставить молдаван отказаться от своего родного языка и культурных символов?

– До 2020 г. происходило постепенное навязывание румынской идентичности при помощи мягкой политики, основанной на психологических методах подмены. Искоренение молдавского языка из образовательного процесса, прессы, из предметов и технологий повседневного обихода – банкоматы, телефоны, официальные сайты.

На подсознательном уровне формировалось чувство свободы выбора между русским, английским и румынским языками, исключая опцию молдавского. Таким образом с 2000 по 2020 гг. количество граждан, идентифицировавших себя как говорящие на румынском, выросло в два раза, с 12% до 35%. Но большинство все равно говорили на молдавском – 49%.

После 2020 г. усилилась радикализация борьбы с молдовенизмом, что вызвало не только недовольство, но и обратную реакцию из-за давления правительства.

– Какие риски для национального единства и стабильности Молдовы несет прорумынская политика, и какие регионы страны могут устремиться к независимости в случае реализации этой политики?

– Пример таких рисков мы проходили в 1992-1994 гг. Тогда эти же факторы не были учтены и меньшинство, которое пришло к власти, пыталось доказать свое превосходство над большинством.

Если рассмотреть отдельно каждый регион, то в Северной Молдове с городом Бельцы в качестве главного центра большинство (72% в г. Бельцы) говорят на русском языке. Центральная и Южная части с Кишинёвом в качестве ведущего города больше говорят на румынском языке – 53%. В Приднестровье с Тирасполем 97% говорят на русском, в Гагаузии с Комратом и Тараклии значительная часть населения также говорит на русском.

Только языковое различие показывает, насколько разнообразны регионы, и насколько опасны попытки навязать национальное превосходство или национальные конфликты. В этих регионах хотя и есть общие черты – как минимум 60% населения говорят на двух языках, – также присутствует значительное разнообразие.