На презентации российской компьютерной игры «Смута», состоявшейся в Нижнем Новгороде в начале апреля, корреспондент «НН» пообщалась с легендой российского киберспорта Александром Горбаченко.
В спорте также геймеры.
Он один из первых российских киберспортсменов, неоднократный чемпион и призер российских и международных турниров по «Ил-2 Штурмовик», экс-президент федерации компьютерного спорта России. Александр высоко оценил «Смуту».
– Мне кажется, что у нее шикарная перспектива не только внутри страны, но и – чем черт не шутит? – быть может, за рубежом, – так он охарактеризовал премьеру.
– Александр Федорович, по какому принципу игра попадает в разряд спортивных соревнований?
– Прежде всего, игра должна быть достаточно популярной. Должен быть соревновательный элемент на паритетных началах. Вот, например, Counter-Strike, лучшая киберспортивная игра всех времен и народов. Там есть две стороны –
атаки и обороны, и при определенных условиях команды меняются сторонами.
И, конечно, немаловажно, чтобы правообладатель был не против, что его игра используется как киберспортивная дисциплина. Скажем, футбол, он не принадлежит никому, а у компьютерных игр есть владельцы.
– Кстати, а симулятор футбола, FIFA, является киберспортивной дисциплиной?
- Сейчас эта игра называется FC 24 и, да, является спортивной дисциплиной, но относится к обычному футболу, не компьютерному. Поэтому, если вы выигрываете чемпионат России по интерактивному футболу, то смело можете говорить о том, что вы чемпион России по футболу.
– Где спорт – там и тренировки. Мы понимаем, как изнурительно и упорно готовятся к турнирам футболисты, пловцы, легкоатлеты... А например, тренировка в CS:GO – это тяжелый труд или прикольное времяпрепровождение?
– Тренировка принципиально отличается от игры. Это тайминг. Это не только практика, но и теория. Сначала спортсмен занимается индивидуально, в отрыве от команды. Идет розыгрыш, разминка. Потом – подготовка, например, к матчу с другой командой: анализ решений соперника, «узкие места», выбор тактики. Затем командная тренировка, после – разбор полетов… Словом, это серьезная большая вдумчивая работа по нарабатыванию скиллов.
– Читала, что чуть ли не с ближайшего учебного года в образовательный цикл профильных университетских программ может быть включено изучение киберспортивных дисциплин. Неужели студенты будут проходить компьютерные игры, готовясь войти в состав отечественных киберспортивных команд?
– Я не очень понимаю эти тезисы. Мне кажется, что кто-то по незнанию упростил формулу. Что значит «включить»? Когда ребенок приходит в школу в первый класс, то имеется четкая программа его обучения до 11 класса. Где прописана программа обучения киберспорту? Затем, любой спорт – это специализированная секция, требующая тренера и материально-техническое обеспечение. Скажу вам с уверенностью, что киберспортивных тренеров у нас нет. Их еще надо вырастить, и это значит, что для начала требуется разработать две программы: подготовки тренеров и подготовки спортсменов. Отказываться от игр ни в коем случае не надо, но прежде чем делать заявления о киберспорте в школах и университетах, нужно хорошенько подумать. Тут я прошу от говорящих лишь одного: будьте точны в формулировках.
Первым делом – вертолеты.
– Расскажите, пожалуйста, о своем первом компьютере, о первой компьютерной игре.
– Самый первый мой компьютер был в самом начале девяностых – «Роботрон», управляемый исключительно командами. Что насчет полноценной игры LHX: боевой вертолетик, на котором летаешь, стреляешь и выполняешь задание. Потом – «Дюна»...
Так сложилось, что я очень много времени провел в авиационных симуляторах: налетал больше десяти тысяч часов на самом высоком уровне сложности. Был серебряным призером чемпионата Европы, призером российских соревнований, а главное – обрел большое количество друзей и гигантское количество знакомых.
– А если бы вас посадили за штурвал – полетели бы?
– А я и полетел. В определенный момент понял, что нужно попробовать реальный штурвал и поехал на аэродром. Я ведь живу рядом с аэродромом. Так что в субботу утром вышел на балкон, увидел, что погода миллион на миллион, взял маленькую дочку и отправился летать круги, тренироваться, в то время как ребенок спал на заднем сиденье. Не возникло никаких вопросов ни с рулением, ни с пониманием режимов и процессов. Единственное, что требовалось освоить – посадку, это нужно ощутить в реальности, «пятой точкой». Но навыки моторики и распределения внимания, знание режимов полета и показаний приборов при переходе с авиационных симуляторов на реальные условия очень сильно помогают. Более того, среди моих друзей и знакомых немало тех, с кем мы начинали летать в виртуальной авиации. У них сейчас свои самолеты, и они чемпионы в реальном авиационном спорте.
– Когда компьютерные игры только появились, наверное, никто и помыслить не мог, что их ждет спортивное будущее. Как все произошло?
– Это достаточно просто объяснимый процесс, основанный на последовательности действий: развитие, эволюция, соревновательная активность. Если бы мы, как в самом начале истории компьютерных игр, продолжали играть с компьютером, этого бы не случилось. Но внутри игрового мира человек стал состязаться с человеком. Все! С этого момента начался спорт, появились регламенты, соревнования, организаторы, а затем качество перешло в количество или, может быть, наоборот – и эта область приложения своих сил стала интересна большому количеству людей. Появилось сообщество, чемпионаты, и тут государство поняло, что неплохо было бы… Вернее, сначала мы поняли, что неплохо бы государству…
Тут мы подходим к вопросу, почему я этим занимался, почему добивался признания компьютерного спорта именно как спорта и, собственно, впервые в мире этого добился. Сейчас на компьютерные игры россияне тратят денег больше, чем на кино, музыку и театр вместе взятые. Сотни миллиардов рублей! Можно было бы оставить это все в коммерческом секторе. Но так как я гражданин Советского Союза, мне это показалось не очень правильным, ведь эта история могла бы принести пользу и обществу, и государству. Я решил, что развивать это направление нужно через призму общественного объединения, то бишь федерации, и для того, чтобы государство получило право голоса, ему необходимо в этом тоже принимать участие.
Поэтому я продолжил движение по пути признания, и в итоге на сегодняшний день компьютерный спорт – это точно такой же вид спорта, как любой другой в Российской Федерации.
Где-то в космосе пылится звездолет.
– Говорят, что от долгих игр за компьютером человек тупеет. Это правда?
– Компьютерные игры в целом очень позитивно, развивающе влияют на когнитивные способности человека. Даже такие простейшие игры, как фермы – и там требуется какая-никакая математика и распределение внимания. Хотя, конечно, компьютер может и отупить… если на нем круглосуточно сериалы смотреть.
– Какая, на ваш взгляд, самая сложная компьютерная игра?
– Авиационные симуляторы очень непросты. Надо очень многое знать! Это реальная история про то, что перед игрой ты сначала должен хорошую книжку прочитать.
Есть еще так называемые «миры» и, пожалуй, самая навороченная из них – EVE Online. Пять тысяч звездных систем, в каждой живет огромное количество людей – реальных игроков, действия которых часто непредсказуемы. В этих мирах есть свое производство, своя достаточно сложная финансовая система. Общий бюджет этой игры равен примерно половине ВВП Исландии. Очень сложная игра, фактически параллельный мир. Если не путаю, один парень, который считал игровую экономику EVE Online, затем стал министром экономики Греции. Я с увлечением играл в нее четыре с лишним года, но в какой-то момент пришел к выбору: реальная жизнь или виртуальный мир. Поэтому где-то там, в далекой-далекой галактике, уже лет десять болтается мой персонаж с огромным кораблем – который, кстати, до сих пор считается одним из топовых.
– Во что вы сейчас играете?
– Если затронуть тему «сел за компьютер вечером, начал играть, очнулся утром» – это возможно только в пятницу или в субботу и если эта игра «Цивилизация». Тут могу залипнуть: играю очень неспешно, вдумчиво, все еще стремясь к непобитому рекорду.
Из игр быстрых сессионных поигрываю в «Калибр», иногда – в «Танки». Авиационные симуляторы запускаю, но сейчас в большей степени, чтобы подсмотреть что-то нужное для написания технических заданий. Если вдруг на глаза попадутся третьи «Герои», есть ненулевая вероятность, что я вечерком, часика на два, за них засяду.
Мария Федотова.
]]>