На днях посмотрела интервью с Ольгой Свибловой. Свиблова – доктор искусствоведения, инициатор и создатель московского Мультимедиа Арт Музея (МАММ, третий по посещаемости художественный музей в мире за 2021 год. Только открылся после ремонта).
И сегодня хочу с вами поделиться отрывками из интервью, которые мне очень откликнулись. Жду обратной связи и от вас.
О своем «молчании в информационном поле» с февраля 2022 года:
«Мы проводили выставку школы Родченко под названием «Что сказать, когда нечего говорить. И когда нечего говорить, что сказать?» Это и моя позиция. Слова надо произносить тогда, когда из них вырастает дело. Не может вырасти дело – не надо [слова] произносить.
Если мое слово не может что-то изменить, не надо его произносить. И я готова на любое слово и действие, если есть что сказать.»
О художнике Эрике Булатове и поэте Всеволоде Некрасове:
«…Эрик Булатов помог создать Всеволоду Некрасову СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ… Когда слово великое, оно становится делом.»
Об искусстве и культуре в трудные времена:
«Культура нужна, сейчас особенно. У нее не может быть границ. Посещаемость нашего музея с февраля 2022 года выросла на 70%, а охват в соцсетях преодолел порог в миллиард»
О том, делит ли Ольга Львовна свою долгую творческую жизнь на периоды:
«Я делю жизнь на сезоны. Я понимаю, что только что была зима, а сейчас почки появились. Весна придет – она всегда приходит. Жизнь продолжается.»
О создании музея:
«Не хватает – надо сделать. Если понимаешь, что здесь должно что-то вырасти – необходимо сделать.
Музей – это поле для каждого.»
Про выставку «Фонтан»:
«История не повторяется точно. Это спираль…
… «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», но лучше попробовать.
… Тихое сопротивление – иногда это лучшее, что ты можешь делать.»
О том, что искусство способно предсказать будущее:
«Искусство – барометр. Анализируя его, можно предсказать будущее. Это будущее нельзя изменить, его можно только пройти. Но если ты увидишь и поймешь, что будет дальше, можно подготовиться»
О заработке художников:
«Художнику сложно заработать. Обычно между творчеством и рукописью есть другая работа: преподавание и пр. Но если ты не можешь не творить, ты будешь творить.»
О благотворительности:
«… Я задала вопрос: «Если я всем хочу помочь, но не могу?». Мне ответили: «Это гордыня. А гордыня – это грех. Ты помогаешь там, где помогаешь. Именно это ты должна сделать.»
О цензуре и несостоявшейся в Майями выставке «Образ врага»:
«Образ врага – это вечная стратегия. Дети всегда играли в войнушку, страны так жили всегда. А мы это еще и пережили. Иван Грозный, например, всю внешнюю и внутреннюю политику создал под образ врага.
В Майами после успеха предыдущей экспозиции мне дали добро провести любую выставку. Я предложила сделать «Образ врага». Мне запретили. Так я столкнулась с цензурой в Америке еще в 2008 году.»
Про мысли эмигрировать из России
«Не надо мне рассказывать, где лучшая жизнь. Если бы был остров везения, где растут особые пальмы, я бы его нашла. … Я слишком хорошо знаю историю нашей эмиграции. Мы плохо прививаемся в чужих местах и плохо прорастаем.
Дома мы видим членов семьи в неглиже, мы знаем, как причесать своего ребенка. А когда приходишь в чужой дом, это сделать практически невозможно.
Я мыслю словами, я живу словами. Я живу пониманием исторического контекста, я хорошо знаю историю. Я ни в одной стране не смогу до конца укорениться.»
Об искусстве:
«Искусство дает некоторым людям возможность жить, жить дальше. Но оно не спасет мир. Но без него жить в этом мире будет совсем невыносимо большому количеству людей.