Найти тему

Как экскаваторщик удачно сделал приямок для теплотрассы и нашел сокровище из 547 предметов на 13 килограмм. История Минского клада.

Вообще в Белоруссии с начала XIX века находили 1500 кладов. Одним из последних найденных кладов сейчас называют Минским, был он найдет в 1988 году обычным экскаваторщиком Блатун Леонидом Иосифовичем.

Блатун Леонид Иосифович
Блатун Леонид Иосифович

В тот день, 4 августа, Леонид Иосифович вместе с бригадой был на работе, они прокладывали теплотрассу на пересечении улиц Володарского и Городской вал. Работа уже завершалась и оставалось только закапать проложенные трубы, но экскаваторщик решил сделать небольшой приямок.

В какой-то момент он понял, что ковш экскаватора уперся о что-то жесткое. Вместе с другими рабочими они стали раскапывать находку, это был большой деревянный ящик.

В это время вокруг уже собрался народ из числа детей, интересующихся прохожих и даже милиционеров.

  • Когда ящик раскопали и открыли, то увидели, что в нём содержатся настоящие сокровища из 547 предметов с общим весом 13 килограмм. Среди них красовались красивейшие серебряные вазы, подносы, подсвечники, были и золотые и серебряные монеты, причем как Российской империи, то и немецкие, японские и китайские монеты.
Предметы из Минского клада.
Предметы из Минского клада.

Удивительно, что в этом ящике еще были и медали со времени Первой Мировой войны: медали «За храбрость» – 12 штук, Георгиевские кресты – 30 штук, медали «За усердие» – 12 штук. Кроме того были такие уникальные экземпляры как шкатулка грузинской княжны Екатерины, которая приходилась дочкой поэту Александру Чавчавадзе, а также декоративная сервировка российской фабрики Губкина – это был официальный бренд императорского двора.

Клад передали исследователям-историкам, за его изучение взялся Леонтий Клок, работник музея. Было предположено несколько версий, чей это был клад: сначала предположили, что это клад граждан Пржелявского и Боярского, чьи участки земли были рядом, однако доказать эту гипотезу не удалось.
  • Затем было предположено что клад принадлежал Тульчину Израилю или Расецкой Анне, раньше территория, где проходила теплотрасса относилась к их землям.
  • В чем однозначно были убеждены историки, так это в том, что клад был спрятан в конце 1918 года, когда в стране была смута.

Клад был оценен чуть больше 30000 рублей, это была достаточно большая сумма по тем временам, однако стоимость клада была сильно обесценена.

Экскаваторщик Леонид Иосифович получил вознаграждение в размере 25% от стоимости клада равный 7500 рублей. В некоторых источниках упоминается, что на эти деньги он мог купить квартиру и машину, однако этих денег недостаточно было даже не покупку машины, ведь стоили они тогда от 10000 рублей.

Клад хотели разместить в Государственный Эрмитаж, однако он остался в Государственном музее БССР, ныне – Национальный исторический музей Республики Беларусь.

Вот так удачно Леонид Иосифович под конец работы решил выкопать приямок для теплотрассы!