Недавно схлестнулась в жарком споре с одним из благотворительных фондов. Девушки рьяно пытались доказать мне, что аренда офиса для фонда жизненная необходимость, а не прихоть. Приводили два основных аргумента:
- в офисе есть телефон, на который могут позвонить все страждущие;
- в офисе можно организовать склад гуманитарной помощи.
И то и другое бред и растрата благотворительных пожертвований. Вам люди деньги переводят не для того, чтобы вы в чистеньком офисе со стационарным !!!! телефоном сидели и в MacBook пялились. Почему мой фонд обходится без офиса уже 12 лет, и работа ведется? Да, может мы меньше оказываем помощи, но зато каждый рубль пожертвований подотчетен.
Аренда офиса – это минус 100-200 тысяч в месяц. НКО очень любят локацию центра города, а то люди к ним не доберутся. Но зачем к ним вообще нужно ездить? Допустим, фонд оказывает помощь тяжелобольным людям, детям – без разницы. Какой смысл приезжать в офис матери больного ребенка. Это сотрудник фонда должен совершить поездку к семье в гости/больницу/куда угодно, чтобы лично подтвердить факт того, что помощь действительно нужна. Пообщаться с родителями, увидеть этого ребенка, обязательно расспросить врачей на тему оказываемой помощи, посмотреть бытовые условия семьи, и выписки. Но сделать это лично!
Если просит помощи семья из другого города, связаться с местными НКО, узнать, почему те не оказывают им помощи. Сейчас в каждом городе десятки фондов, не факт, что все они реально работают. Но хотя бы один более-менее добросовестный найдется. К ним этих людей и отправить. И если фонд подтвердит, что да, семье нужна помощь, попробовать поработать совместно. Сейчас время удаленки. Как-то находят люди возможность собрания онлайн проводить, только НКОшникам надо обязательно в офис ходить.
Допустим, фонд оказывает материальную помощь, раздает одежду, обувь, продуктовые наборы. Тут никак не обойтись без склада. Но офис, он же склад – это уже территория промзоны. Арендуйте теплый бокс, две комнаты под офис, остальное под склад. Так логично, что все под рукой и цены на аренду другие. Да, не в центре, лавандовый раф купить будет негде. Так и расходы на административку будут меньше, а значит, больше благотворительных проектов реализуется.
А телефон? Я когда это слышу, меня волной в 90-ые отбрасывает. Хотя у меня уже в 98 году была огромная Моторола с баснословной оплатой. Купила как раз для работы, чтобы меня не теряли в выходные. А сейчас зачем нужен стационарный телефон? Допустим, ваш фонд переедет в другое место, а новых арендаторов сведут с ума звонками и криками о помощи. Но мне оппонент сказала, что по мобильному достанут в выходные. Рассказываю секрет: служебный мобильный телефон включается в 10 утра и выключается ровно в 19 часов строго в будние дни. Ничего с вашими подопечными в это время не случится. А для всего остального есть 112. Не благодарите.
А еще очень наглядно можно посмотреть экономию в цифрах. По закону НКО могут брать себе на уставную деятельность 20% от суммы нецелевых пожертвований. Меньше можно, больше нельзя. Давайте посчитаем во сколько обходится работа фонда, ну хотя бы примерно.
Аренда офиса – 100 тысяч
Транспортные расходы – 50 тысяч. Если на НКО оформлен служебный транспорт.
Функционирование офиса: вода, кофе, канцелярия, оргтехника – 20-30 тысяч.
Зарплаты сотрудникам. Допустим, в фонде работают 10 человек. (мы справляемся вчетвером). Зарплату возьмем среднюю по Москве тысяч в 70 (будем реалистами). Итого 700 тысяч.
Всего в месяц благотворительному фонду понадобится почти 900 тысяч на собственное функционирование. Это 20% от суммы в 5 миллионов рублей. На самом деле, НКО собрать такие деньги очень непросто. И если фонд не доберет суммы на «личную жизнь», он вытащит ее из ваших пожертвований, схемы имеются. Если фонд собрал 2 миллиона за месяц, он найдет способ вытащит из этой суммы свои 900. И что там останется на благотворительную помощь? Это я еще не считала затраты на рекламу.
Можно ли уменьшить личные расходы и как это сделать.
Во-первых, пересмотреть траты на аренду офиса. Найти подешевле или вообще отказаться от него. Можно коворкинг почасово снимать, если уж возникала острая необходимость с кем-то встретиться.
Во-вторых, удешевить транспорт. Понять, насколько он вам нужен. Я езжу везде на своей машине, могу только иногда заправить за благотворительный счет. Но это не больше 2-3 тысяч, если остались неучтенные деньги. А ездим мы и за 500 км от столицы. Туда, где действительно помощь нужна. И обслуживаю машину, естественно, за свой счет. Зато как удобно было бы повесить джип на фонд и ремонтировать его на донаты.
В третьих, зарплаты. Тут даже говорить не о чем, такой визг поднимается, что не может человек работать за идею. Забегая вперед, скажу, что может – и наш фонд тому пример. Но даже если сотрудники не научились питаться святым духом, зарплаты в фонде не должны вызывать вопросов у доноров: а почему я при зарплате в 35 тысяч, отдаю 500 рублей в фонд, чтобы там контент-менеджер получал 80? Справедливый вопрос.
Может я живу в идеальном мире…может хочу его немного приблизить для своих детей. Но если вы решили помогать людям, мотивация здесь может быть только одна: мне не нравится происходящее, и я хочу поменять его в лучшую сторону. Все остальное от лукавого.