Найти тему
12 канал Омск

Как защищают самолёты от птиц в омском аэропорту и что ещё делают сотрудники аэродромной службы

Мы продолжаем серию материалов, посвящённую 95-летнему юбилею омского аэропорта.

«Аэропорту в Омске 95, а нашей службе уже исполнилось 100 лет. В Главном Управлении ВВФ РККА 24 марта 1924 года и был создан специализированный отдел аэродромного строительства, на который возлагалось решение вопросов, связанных с организацией проектирования и строительства аэродромов, а также сооружений различного характера и предназначения на аэродроме», — рассказывает начальник АС омского аэропорта Анатолий Фирсенко.

Почти целую стену в рабочем помещении занимает стенд с историей подразделения.

-2

Первый аэродром в Омске начали строить в 1926 году. С тех пор и по сей день важную роль в его работе выполняет аэродромная служба, которая обеспечивает поддержание лётного поля аэродрома (взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов) в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

-3

Сотрудники АС обеспечивают безопасность полётов в любое время года, суток и при любой погоде. Для этого используется различная техника, которая позволяет быстро и тщательно произвести очистку аэродрома. Подготовка покрытия — это не только работа современных уборочных машин. Это целый комплекс мероприятий и чётко спланированные действия всей службы. Работа здесь всегда была непростая, но очень ответственная.

-4

Сейчас в аэродромной службе омского аэропорта трудится 25 человек. На фото только одна смена.

-5

Используют для работы сотрудники АС самую современную технику. Ведь даже при обычной уборке снега на лётном поле нужно соблюдать определённые правила. Например, нельзя создавать сугробы возле взлётно-посадочной полосы. Если самолёт неожиданно выкатится за её пределы, он не должен встретить препятствий, которые могут причинить судну повреждения.

-6

Сейчас, после схода снега, пришло время обновить разметку на полосе. Делается это с помощью вот такой спецмашины.

-7

Краска используется специальная, она предназначена для создания разметки на аэродромах.

-8

Если есть необходимость поправить разметку вручную, то рабочий передвигается на велосипеде. В корзину как раз помещается ведро с краской.

-9
-10

«Ночью командир воздушного судна ориентируется на огни, а днём — на знаки маркировки. По ним определяются зоны приземления, торможения, остановки», — поясняет Анатолий Фирсенко.

-11

Ещё одна суперважная задача аэродромной службы — определять коэффициент сцепления на взлётно-посадочной полосе: слишком скользкую использовать нельзя. Замеры проводят с помощью вот этого прицепа с электронной начинкой. Колёса здесь разной толщины, потому что более узкое имитирует шасси самолёта.

-12

В состав аэродромной службы входят инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полётов. Их задача — защищать птиц и самолёты друг от друга. Если птица попадёт в двигатель, это может привести к аварии. Чем больше птица, тем больше проблем она может причинить. Много лет назад был случай, когда самолёт столкнулся с крупной птицей, и был пробит носовой обтекатель. Раньше на аэродромах разрешалось отпугивать пернатых огнестрельным оружием, теперь оно не используется.

-13

В нынешнем арсенале у борцов с птицами другие средства:

- биоакустические приборы, воспроизводящие звуки выстрелов, голоса хищных птиц, а также птичьи крики тревоги и бедствия;

- гром-пушки, отпугивающие птиц громкими выстрелами в воздух;


- более 300 зеркальных подвесных шаров;


- пусковое устройство под сигнальные ракеты (свето-звуковые);


- шумовые револьверы;


- ловушки для ворон, чаек, серой куропатки (пойманных птиц отпускают за пределы территории);


- воздушные змеи в виде хищных птиц;


- надувные динамические отпугиватели (аэромены);


- радужные ленты.

-14

Ловят птиц и мелких грызунов вот в такие сетчатые лучки.

-15

«Два автомобиля для службы орнитологии — это наше ноу-хау, — рассказывает Анатолий Фирсенко.Птицы привыкают, если шумовая установка стоит на месте, они же не глупые. Стационарные установки мы периодически передвигаем. А здесь решили сымитировать ружьё. Сначала прикрутили гром-пушку на тележку, потом заказали автоприцеп, тут всё хорошо закреплено. В трубу подаётся газ, внутри есть пьезоэлемент, нажимаешь в машине кнопку — и происходит хлопок. 110 децибел. Чтобы воздух по время движения не выдувал газ, сделали чехлы на пушку, а на трубу приварили защитную насадку».

-16

На самой машине установлены динамики, которые транслируют крики птиц. Интересно, что сначала звуки призывные, чтобы все птицы, которые есть в окрестностях, собрались вокруг, а после звучит сигнал тревоги, спугивая всю стаю. Такие машины проезжают по полосе перед каждым взлётом или посадкой.

-17

На поле стационарные гром-пушки стреляют по часам.

-18

График устанавливается в зависимости от расписания воздушных судов.

-19

Некоторым гром-пушкам «помогают» аэромены. Вентилятор, поднимающий их, тоже включается по таймеру, ночью фигуры ещё и подсвечиваются.

-20

А вот зеркальный шар, совсем как на дискотеке. Солнечные зайчики тоже отгоняют пернатых.

-21

Сверху летает на привязи искусственный коршун.

«У нас бывают здесь ласточки, куропатки, чайка речная, баклан, вороны, сороки, коршуны, кобчики, пустельга, совы. Заключён договор с ОмГПУ, оттуда три раза в месяц приходит орнитолог и делает камеральную обработку — переписывает, где какая птичка и потом отдаёт нам отчёт. Мы ориентируемся в работе на сезонное поведение птиц. Ещё здесь зайцы бывают, лисы, корсаки. Лис отлавливаем, не причиняя вреда, потом минприроды их вывозит в лес. Корсаков не трогаем — они сюда не ходят и помогают нам с куропатками бороться», — сообщил Анатолий Фирсенко.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, как появился омский аэропорт и куда приземлялись самолёты, пока его не было, а также о том, кто включает омские огни аэродрома. Впереди материал об обслуживании воздушных судов.

Текст: Наталья Семенова.

Фото: Наталья Семёнова, омский аэропорт.