Ах, как стремительно несется время, дорогие читатели! Вот, кажется, только что мы с вами провожали зиму, радовались первым весенним дням. И не заметили, как пролетел мимо нас март, как уже заканчивается апрель! А ведь мы так много хотели с вами сделать в эти два весенних месяца: и по лесу весеннему погулять, посмотреть, как выныривают из-под земли первоцветы, как расстилаются они ковром по еще холодной земле, как распускаются первые березовые почки, хотели послушать гомон прилетевших с юга птиц. А ведь мы с вами хотели надышаться чистым весенним воздухом, тем самым, что упрятан в лесу, как в шкатулке упрятаны драгоценности. И правда, чистый воздух – настоящая драгоценность в наше время.
Но не будем переживать и расстраиваться! Вот-вот начнется май, и всё вокруг зазеленеет, и зацветут яблони и абрикосы, вишня и черемуха, развесит на обозрение всему миру свои яркие ароматные гроздья сирень! А пока давайте возьмем и прогуляемся по лесу, пусть и нарисованному. Какое это чудо – живопись! Она дает прикоснуться к реальности, к желанной, счастливой реальности, запечатленной на холсте. И знаете, а наши художники (да и зарубежные, кстати, тоже) любят тему весеннего леса! Они любят писать и первые проталины – подтверждение побежденной зимы. И даже в этих, начинающейся весны, сюжетах, обнаруживают яркие краски. И пусть еще нет цветов в лесу и трава не проснулась, и листвы на ветках нет, яркости добавляют и зеленые сосны и ели, и яркое гoлубoe небо.
Когда выбирала для вас, дорогие читатели, лучшие работы с весенними пейзажами, открыла для себя новое имя – Александр Васильевич Зорюков (1956 г.р.). Родом из калужской деревни, он знает, что такое настоящая весна, как она выглядит, звучит, пахнет. Смотрите, его манера письма (1, 11, 12, 13) будто создана для того, чтобы запечатлевать начало весны – чистое, ясное, прозрачное. И нет еще листвы на деревьях, и трава еще не покрывает землю, а сколько радости в его полотнах: снег сходит, первоцветы тянутся к солнцу. Жизнь прекрасна в соках, что уже бурлят в стволах берез, в сосредоточенности каждой березовой почки на рождении нового листа! Я смотрю на его пейзажи и вспоминаю свое сибирское детство, вспоминаю свою березовую рощу, ельник, раннюю весну.
Не обходят вниманием художники и такой сюжет, как вешние воды. В пейзажах, которые мне понравились более других, нет масштаба. Нет грандиозного ледохода, шумного потока освободившейся от ледяного панциря воды. Эти сюжеты хороши своей локальностью, своей узнаваемостью, своей многочисленной повторяемостью: равно также снег превращается в воду и в Подмосковье, и на Урале, и на Дальнем Востоке. Он то становится лужами, в которых отражаются стволы деревьев и повторяется небо, то стекает вниз, складываясь в звонкие ручьи. То заполняет низину, и вот уже – весеннее озеро, будто хрустальная лесная Венеция, как это показано в пейзаже Д. Репина (16).
И как хороши пейзажи, в которых появляются лесные цветы: ветреницы, адонисы, а затем и ландыши. Возникают целые полянки – белые и гoлубыe, желтые и синие. Эти сюжеты особенно трогают сердце, возвращают в детство. И нет смысла прописывает каждый цветочек. Лесные цветы в их совокупности вдруг превращаются в настоящие всполохи цвета! Особенно удались эти всполохи Александру Сердюкову. И кажется, там, на горизонте, эти синие всполохи повторяются. И синие пролески цветут уже и на небе, а не только на земле (21).
Пусть ваше сегодня, дорогие читатели, будет наполнено благодарностью. Благодарностью к Богу, который создал для нас с вами этот прекрасный мир!
А вот статья Женский облик Весны в живописи.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.