Кроме забавных ситуаций с Деей на наших с Джокером занятиях в парке мне особенно запомнился маленький веселый мопс. Щенок был немного помладше нашего, и на этом простом основании, а также в силу явного преимущества габаритов, Джокер поменял правила игры, в которой до этого момента в основном он спасал филейные места от взрослых колли, а теперь превратился в игрока догоняющего.
Мопсенок не возражал, да и как тут возразишь зубастому интеллигентному коллеге, как минимум в два раза крупнее тебя. Наш Джокер тут же возомнил себя акулой, и помчался в неудержимом стремлении попробовать на зуб пухлые мопсячьи булки, и конечно моментально догнал неуклюжего коротышку, только вот мопс был отнюдь не лыком шит, и явно попадал уже неоднократно в подобные избыточно активные игровые передряги. В момент, когда пасть Джокера уже раскрылась для победного «хватя», а прекрасный новенький белый клык кинематографично блеснул солнечным зайчиком в глаза зрителей, мопс провернул невероятный маневр: продолжая бежать передними лапами как ни в чем не бывало, задними он резко оттолкнулся от земли, и когда попа мопса вознеслась выше уровня головы, резко вильнул талией в сторону, уводя драгоценные булки с линии джокеровской атаки.
Зубы клацнули вхолостую, Джокер пролетел мимо вожделенной задницы, а мопс вернул попу на землю и продолжал бежать в первоначальном направлении.
Это было что-то незабываемое! Захлебываясь от хохота, мы не отрываясь смотрели на раз за разом продолжавшиеся безуспешные попытки нашего зубастика получить драгоценный трофей. В каждый такой момент маленький мопс, подобно бесстрашному тореадору, уводящему красный плащ из-под носа разъяренного быка, подпрыгивал задними лапами, спасая единственную и потому такую дорогую ему задницу от налетающей пасти Джокера. Как я жалею, что в те времена камеры на телефонах позволяли делать лишь крайне убогие фото, и никакого видео для них не предполагалось даже в теории. Ютуб сегодня был бы однозначно наш, а точнее Джокера и его друзей, даже если они были друзьями лишь в силу сложившихся обстоятельств, и в качестве приятельской игры вынуждены были укрывать от нашего питомца свои филейные части.
Так в заботах и веселии проходили наши занятия, а между тем приближалась первая выставка Джокера.
Первая выставка. Уверен, у каждого собачника имеется свой собственные автобиографический фильм о ней, даже у тех, кто прибывал в полуобморочном стрессе, нужно только покопаться в своих воспоминаниях и картинка появится, сначала блеклая, мерцая помехами, проскакивая полосами, потом все четче проступая сквозь зернистость, приобретет ясные, вполне контрастные черты, наполнится светом и звуками.
Вот мы едем в нашей «десятке» по загруженным автомобильным движением, ну так мне тогда казалось, улицам Самары, но не туда, где проходит выставка, нет, еще пока нет. Мы везем хвостатого негодника в парк, на обычное место наших тренировок, где Лариса и Маринка по очереди будут «выбегивать» Джокера, сбрасывая эмоциональную, экспрессивную пену его бешеного темперамента. И лишь когда,он хотя бы немного спустит пар, мы заберем Ларису и помчим вперед к выставочным свершениям.
Вот и наша аллея – традиционное место встречи, примыкающая к улице. Я паркуюсь, жена открывает дверь и без умолку куковавший всю дорогу потенциальный выставочный экземпляр ретиво выносится наружу.
Больше часа наш пес тратит свою чрезвычайно объемную избыточную энергию. Бегает, стоит в стойке, в перерывах играет. Потом мы загружаемся в машину. У меня впечатление, что энергия не потратилась ни на одно деление аккумулятора. Джокер любопытен, непоседлив и вопящ. Ладно, я не кинолог, мое дело рулить.
И вот мы подъезжаем к выставочной локации. В Самаре многие годы это был Дворец спорта Авиационного завода. Паркуемся у центрального входа, потом надо обойти здание и зайти с другой стороны, со служебного. Это слегка приятно, вроде мы свои, по делу тут. Тогда я еще не знал, что по делу на выставках примерно от восьмидесяти до девяносто девяти процентов присутствующих, ну да это не важно, все равно себя показать – на других посмотреть по-прежнему у нас работает.
У входа толпятся собачники, одиночки и разного размера кучки (во избежание путаницы зачеркнуто) группы людей. Курят, живо что-то обсуждают, тащат собак на короткий выгул тут же рядом в газонах. Из дверей, точнее там был широкий проход, доносятся невнятные восторженные возгласы, разобрать которые невозможно, настолько плоха звукоусиливающая техника, музыка, лай и чудовищный запах: смесь векового пота закрытой спортивной арены со свежим человеческим, собачьи запахи всех оттенков и видов, корма, амуниция, еда, кофе, сигаретный дым, легкий и не очень перегар. Удивительно, но этот фантастически дикий коктейль не вызывает тошноты, как впрочем и энтузиазма. Он просто есть и все.
Мы проходим внутрь, следуя за Ларисой (сами не местные, пока еще не знаем куда идти) и сразу погружаемся в эту так знакомую многим собаководам атмосферу ярмарочного праздника, чертового собачьего шапито, табора и балагана а также дошекспировского театра: три в одном.
Внутри наше первое так сказать дог-шоу выглядело еще фееричнее. Надо отметить, что первой выставкой Джокера оказался CACIB (для не собачников - выставка высокого ранга, международного статуса, проводимая только в крупных городах один раз в год, а в Москве и Санкт-Петербурге - два). То есть, чтобы было понятно на него (CACIB) съехались местные - все кто мог, окрестные - кто захотел и столичные - кто постарался.
Обыкновенно на такие выставки ходят ради престижа участия те, кто считает себя частью собачьего мира в данной локации, а москвичи, питерцы и сибиряки приезжают получить очередного кандидата в интерчемпионы, но об этом позже, а на тот момент мы имели немного размытые представления о рангах и титулах, почерпаные из лаконичного и не всегда понятного регламента РКФ и, конечно, склочно и эмоционально разнообразных интернет форумах.
А пока мы озирались по сторонам, привыкая к новому для себя миру красок, запахов и звуков, наш юный Джокер застыл в позе "тадам!!!!", то есть как шел, так и встал, но забыл закрыть рот, откуда вывалился язык, и капал слюной на пол, глаза округлились, брылья растянулись в счастливой улыбке. Ни дать не взять - американский школьник, которого родители вместо городского парка привезли в Диснейленд: "Surprise mazafaka!"
Его можно было понять: вокруг столько всего, просто карнавал новых впечатлений, но главное - СОБАКИ! И конечно он помчался навстречу великому празднику собаковой жизни.
Вышло не особенно феерично: прогазовал до конца двухметрового поводка, где застопрился, упал на спину, рванул еще раз, упал на бок - Маринка была настороже - прыгнул на нее, получил коленкой в грудь (не сильно, но остужает мысли и приводит в порядок чувства), снова вперед и еще раз упал, ок тогда он просто встанет тут и будет тянуть поводок. Так мы поняли, что час старательного "выбегивания" Джокера прошел совершенно зря.
Далее, как положено, пошли на регистрацию и веткотроль, хотя наоборот конечно, ну да не суть важно. Потом потопали по округе в поисках нашего ринга (ограниченного лентой места, где выставляются породы и проходят межпородные сравнения, конкурсы, как правило их несколько, а на крупных выставках - много).
Всюду вокруг бурлило и кипело. Хорошо знакомые люди обнимались, без умолку тараторили, хвалились, хохотали. Мало знакомые сдержанно обсуждали собак и экспертов. Зрители застенчиво подходили, подводили детей, интересовались породой и тыкали ладонями в собак изображая "погладить". Вокруг смеялись, ругались, выпивали, жевали, фотографировали, носились с собаками и без, таскали клетки и амуницию, и конечно же начесывали кудряшей и пушистиков на тримминговых столах (тримминг, господа не собачники - это подготовка к выставке в части песьей внешности: стрижка, чистка, укладка, макияж и все такое... да да макияж не надо ржать. Собаке могут подкрасить или оттенить шерсть, выбелить дополнительно все, что и так белое, чтобы смотрелось эффектно, возможно некоторым еще и красят глаза, приклеивают ресницы и лачат когти, этого я не знаю, но вроде даже нашему Джокеру добавляли глазам тени).
Нам тоже было нужно на такой стол. По договоренности с нашей заводчицей Наташей, Джокера должна была привести в порядок известная московская хендлер и груммер Катя К.
"Но знаешь", - сказала Маринка, - "отведу ка я его для начала еще немного побегать, что то он буйный". И она повела упирающегося всеми ногами, и одновременно каким то чудесным образом всеми силами тянущего вперед Джокера сначала на улицу, потом кругом по выставке, потом опять на улицу. Так продолжалось несколько раз, пока он наконец-то не скинул свой эмоциональный мешок картошки и почти успокоился.
Мы разыскали Катю К., водрузили ей на стол Джокера, который сразу принял позу буквы "зю", и не откликался ни на какие увещевания, а по своему обыкновению выпучив глаза и развалив пасть, как сейчас модно говорить: "втыкал" в окружающий пейзаж.
Катя К. прикладывала и старания и опыт, и было видно, что они хороши, но на Джокера почти не действовали.
"Вы хотя бы немного с ним занимались?!" - в сердцах спросила она то ли нас, то ли законы вселенной.
Наконец все готово и мы можем вести Джокера в ринг. Ну как мы, не мы, а Лариса, а мы за ленточкой стоим переживаем. В силу того, что в наш первый выставочный раз мы не особо много поняли из происходящего на ринге. Вот кто-то побежал с собакой, вот эксперт смотрит стойки, вот взмахнул рукой и все: люди и собаки помчались по кругу. Один круг, второй. Опять взмах рукой. Эксперт что-то тихо говорит ассистенту, потом владельцу, иногда что то показывает пальцами. Люди и собаки покидают ринг, жидкие аплодисменты части зрителей (явно из группы поддержки владельца), иногда кто-то фотографируется у циферок в ринге, а иногда рядом с экспертом. Вот как-то так оно все и выглядит со стороны. Непонятно, но здорово.
Наш экспонент под управлением Ларисы похоже напрочь позабыл все, чему учился последние месяцы. Бежать не бежал, а когда бежал, срывался в галоп, что никуда не годится для выставочного показа. В стойке вытянулся в какую-то не слишком округлую колбасу, а когда наш хендлер принялась собирать его в нормальную, красивую стойку, начал заваливаться и «стекать» куда-то на бок. Стало понятно, что еще десять минут назад не знавший куда девать энергию и эмоции песий деть, к моменту выхода в ринг выдохся и что называется «перегорел».
Эксперт одобрительно потрепал его по холке, сказал пару приятных слов и влепил Джокеру «перспективу», то есть вторую сверху оценку, лучшей является «большая перспектива». Таким вот невнятным фиаско закончился выставочный дебют Джокера.
И надо отдать нам должное, мы не расстроились.
Конечно, как и вы, мои дорогие читатели, я миллион миллиардов раз встречал в сети истории о том, как «мы случайно приехали на выставку, левой ногой поводили и всех выиграли, а больше ходить не стали потому что: лень, некогда, собаке и так хорошо, лучше мы ей мяса купим, кому эти вставки нужны, собаке это не интересно, буль-буль-буль (вставить любой вариант по желанию)». Ничего не имею против таких заявлений, но, как человек, пусть и не энтузиаст, а уж тем более не профессионал, но за шестнадцать лет посетивший добрую сотню российских собачьих шоу мероприятий и один небольшой чемпионат мира в Париже, ответственно заявляю, что выставки для собачников – это все-таки в первую очередь труд, труд и еще раз труд.
Собаку необходимо дрессировать, тренировать, ввести в кондиции и все это не сделаешь в последний день, как студент, открывающий методичку по китайскому языку накануне экзамена. Поэтому, если вы посмотрите на ситуацию, выходя за рамки одной - двух выставок, так сказать, в крупном масштабе, то, как правило, выставки выигрывают представители и выпускники крупных питомников. Именно там к тренировкам и имиджу собак относятся максимально ответственно, там накапливается выставочный опыт, и они же, как правило, привлекают лучших из лучших специалистов в хендлинге, грумминге и собачьем фитнесе. Понятно, что из правил бывают исключения, есть и раздолбаи среди крупных заводчиков, и фанатичные энтузиасты одиночки, но в целом это работает именно так.
Мы с Маринкой были кустарями – одиночками, и потому, даже не смотря на помощь от Наташи и опыт Ларисы, умудрились проиграть первую выставку сами себе: да в ринге щенков наш Джокер был один, и получил условное второе место.
Что, понятное дело, нас не остановило, а даже немного раззадорило. И мы с энтузиазмом принялись покорять выставочные вершины г. Самары и соответствующей области. Но тут, как оказалось, наступило лето.
Продолжение следует....
(с) Александр Елисеев, 2020
Все части рассказа про Джокера & Со будут доступны по хештегу
#eliseevbooks_проджокера