"Ваш сын ещё не готов!" - звучит как приговор.
Мамы, особенно если дети рождены в конце лета или осенью, порой встают перед этим выбором
Казалось бы, в чем сложность? В идеальном мире, если бы мама была свободна от обуславливания общества и от своих страхов, она бы смотрела на ребёнка внутренним взглядом и всё было бы понятно:
- Этому пора уже: есть интерес к обучению, к школе. Он просит купить портфель, выбирает тетрадки, пенал, с интересом изучает буквы цифры, начал читать/считать.
- А этому малышу ещё очень хочется свободы и он не готов выполнять какие-либо правила, не проявляет особенного интереса к школе и знаниям. А иногда и категорически против нового статуса. Неусидчив, даже на 20 минут не может сосредоточиться. При этом может быть тоже любознательным, но к миру в целом.
Но мы живём не в идеальном мире.
И установки и страхи- часть нас.
Вот то, что может сбивать с толку:
"Зачем так рано отдавать? Не лишай ребёнка детства! "
"Не пойдёт в школу? Он же потом переростком будет! Ему неинтересно будет".
Плюс к этому, мамы либо могут либо считать своих детей гениями, либо, наоборот, обвинять себя, что неготовность ребёнка непременно их вина. Особенно, если учителя предлагают подождать еще год.
И вот включается мыслемешалка и ощущение, что тебя разрывает на части
Почему?
Потому что мамы головой думают.
А что в голове? Там разные концепции, основанные на прошлом опыте разных людей:
У одних был один опыт, у других другой. И включается тревога о будущем и страх допустить ошибку или переживания о том, что уже допустила ошибку в прошлом.
Из письма встревоженной мамы:
"Учителя советуют год подождать. Говорят, что не готов ещё. Где же я ошиблась, перешла тот рубеж, что мой ребёнок не готов к школе? Может, мало занималась им, была недостаточно строга и требовательна?"
В этом сообщении вина мамы, горечь за "отставание" сына, куча страхов и установок.
Правильного ответа для всех нет!
Это раз.
И, скорее всего, вы хорошая мама.
Ну, или "достаточно хорошая мама" По определению Д. Винникота.
мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки.
Он, кстати, считал, что это лучше, чем "идеальная мать".
Итак, пробуем шаг 1.
Если откинуть мнения бабушек, тётушек, соседей, подруг, учителей, и внимательно присмотреться к своему ребёнку, скорее всего, ответ появится сам собой.
Включить тот самый внутренний взгляд на него.
Далее, важная мысль:
У КАЖДОГО РЕБЁНКА СВОЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ.
И это никак не связано с личностью родителей или его умственными способностями.
И нет одного верного решения для всех: отдавать или подождать.
Хорошо, но что делать, если внутренний взгляд замылен, а решение принять надо?
Какие же маркеры помогают понять своë чадо?
Шаг 2.
Не буду приводить вам критерии "готовности к школе", вы их сами можете погуглить.
Но стоит помнить, что кроме возраста, есть ещё социальная, психологическая и физическая готовность.
Я приведу примеры из своего опыта, практики и знаний в детской психологии и дизайне человека.
- Сама по себе активность ребенка и неспособность сидеть долго на месте не является противопоказанием к школе, хоть и осложняет процесс для учителя.
Некоторые активные дети (по дизайну человека, они, как правило, манифестирующие генераторы, иногда генераторы) будут гиперактивными и через год, и через два. Надо быть готовыми к замечаниям, и к тому, что надо энергию эту вырабатывать: бегать, танцевать, кататься на велике, плавать, играть в футбол (кому что больше нравиться, хоть кругами бегать.
И можно выбрать школу, где дают порезвиться на перемене. Познакомиться с учителем и узнать её отношение к активным детям. Сидеть большинству детям противопоказано в этом возрасте.
Но это при желании ребенка учиться.
- Неумение читать, считать, писать тоже не противопоказание. Ведь для этого он и идёт учиться.
Но всё же есть моменты, когда я бы рекомендовала повременить со школой, продлить беззаботное детство.
1. Если ребёнок не умеет просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Есть год, чтобы научиться этому
2. Если он боится и чувствует себя неуверенно: я ничего не умею, не хочу, боюсь
Заметьте, не потому, что не умеет, а потому что переживает за это и боится.
С этим тоже надо поработать в бонусный год.
И еще некоторые рекомендации можно дать, зная природные задатки ребенка.
Для наглядности приведу пару примеров с картами детей. (Кто не знает тип своего ребёнка, можете рассчитать тут)
- Сентябрьский мальчик, нет особого рвения к школе и учителя на подготовке рекомендуют погулять год. Смотрим бодиграф (карта его личности, определяется по времени рождения)
Канал 5-15. Канал собственного ритма. Он не может подстраиваться под 1 сентября или когда бабушка с мамой решили. У него свой темп и ритм. И он будет вовлекать и остальных в этот ритм, а не сам вовлекаться.
Канал трансформации 32-54. Мальчик амбициозный. И ему будет проще проявить свои амбиции, если он будет немного старше остальных. Тогда он будет себя увереннее чувствовать. А если учитель назначит его старостой, например, то это признание и поддержка со стороны учителя, дадут возможность проявить себя.
К тому же у мальчика 5 мотивация. Основной движущей силой является чувство долга перед другими и ответственность
На этом пункте мама вспомнила, что когда ему поручали следить за младшими братьями, ему это нравилось.
Бинго!
Ещё один пример:
- Девочка пошла в 1 класс в 6,5, не очень тянет и мама переживает, что поспешили со школой. Сейчас есть возможность идти во 2 класс или пойти в новую школу в 1 класс.
И уже нет никакого смысла рассуждать о правильности принятого ранее решения.
Но надо понять, как быть дальше. Я бы опять смотрела на ребёнка и его природу.
Проектор 3/5 с открытым Джи. И тоже с 32-54 и ещё 37-40. Нет смысла спрашивать её мнение: хочет ли она остаться в этом классе или перейти на год младше. У неё нет понимания, как там будет.
А почему бы не предложить девочке походить на подготовку 1-2 месяца?
А потом, наблюдая за ней (как ей учитель, дети, атмосфера), предложить: как тебе предложение остаться в этом классе? Или вернёмся в прежний? Она должна сама протестить этот вариант.
Понять, стала ли она частью этой группы, хорошо ли ей там.
В общем, смотрим по детям, исходя из их базовых настроек.
Что непонятно или есть сомнения, спрашивайте.
Запись на консультации здесь