Найти в Дзене
Психология счастья

Отдавать в 1 класс или еще погулять

Оглавление

 

"Ваш сын ещё не готов!" - звучит как приговор.

Как я сюда попал? Яндекс картинки.
Как я сюда попал? Яндекс картинки.

Мамы, особенно если дети рождены в конце лета или осенью, порой встают перед этим выбором

Казалось бы, в чем сложность? В идеальном мире, если бы мама была свободна от обуславливания общества и от своих страхов, она бы смотрела на ребёнка внутренним взглядом и всё было бы понятно: 

  • Этому пора уже: есть интерес к обучению, к школе. Он просит купить портфель, выбирает тетрадки, пенал, с интересом изучает буквы цифры, начал читать/считать.
  • А этому малышу ещё очень хочется свободы и он не готов выполнять какие-либо правила, не проявляет особенного интереса к школе и знаниям. А иногда и категорически против нового статуса. Неусидчив, даже на 20 минут не может сосредоточиться. При этом может быть тоже любознательным, но к миру в целом. 

Но мы живём не в идеальном мире.

И установки и страхи- часть нас. 

Вот то, что может сбивать с толку:

"Зачем так рано отдавать? Не лишай ребёнка детства! "
"Не пойдёт в школу? Он же потом переростком будет! Ему неинтересно будет".

Плюс к этому, мамы либо могут либо считать своих детей гениями, либо, наоборот, обвинять себя, что неготовность ребёнка непременно их вина. Особенно, если учителя предлагают подождать еще год. 

И вот включается мыслемешалка и ощущение, что тебя разрывает на части 

Почему? 

Потому что мамы головой думают. 

А что в голове? Там разные концепции, основанные на прошлом опыте разных людей:

У одних был один опыт, у других другой. И включается тревога о будущем и страх допустить ошибку или переживания о том, что уже допустила ошибку в прошлом. 

Из письма встревоженной мамы:

"Учителя советуют год подождать. Говорят, что не готов ещё. Где же я ошиблась, перешла тот рубеж, что мой ребёнок не готов к школе? Может, мало занималась им, была недостаточно строга и требовательна?"

В этом сообщении вина мамы, горечь за "отставание" сына, куча страхов и установок.

Правильного ответа для всех нет! 

Это раз.

И, скорее всего, вы хорошая мама.

Ну, или "достаточно хорошая мама" По определению Д. Винникота.

мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки.

Он, кстати, считал, что это лучше, чем "идеальная мать".

Итак, пробуем шаг 1.

Если откинуть мнения бабушек, тётушек, соседей, подруг, учителей, и внимательно присмотреться к своему ребёнку, скорее всего, ответ появится сам собой. 

Включить тот самый внутренний взгляд на него.

Далее, важная мысль:

У КАЖДОГО РЕБЁНКА СВОЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ. 

И это никак не связано с личностью родителей или его умственными способностями. 

И нет одного верного решения для всех: отдавать или подождать. 

Хорошо, но что делать, если внутренний взгляд замылен, а решение принять надо? 

Какие же маркеры помогают понять своë чадо? 

Шаг 2.

Не буду приводить вам критерии "готовности к школе", вы их сами можете погуглить.

Но стоит помнить, что кроме возраста, есть ещё социальная, психологическая и физическая готовность.

 Я приведу примеры из своего опыта, практики и знаний в детской психологии и дизайне человека. 

  • Сама по себе активность ребенка и неспособность сидеть долго на месте не является противопоказанием к школе, хоть и осложняет процесс для учителя.

Некоторые активные дети (по дизайну человека, они, как правило, манифестирующие генераторы, иногда генераторы) будут гиперактивными и через год, и через два. Надо быть готовыми к замечаниям, и к тому, что надо энергию эту вырабатывать: бегать, танцевать, кататься на велике, плавать, играть в футбол (кому что больше нравиться, хоть кругами бегать.

И можно выбрать школу, где дают порезвиться на перемене. Познакомиться с учителем и узнать её отношение к активным детям. Сидеть большинству детям противопоказано в этом возрасте.

Но это при желании ребенка учиться.

  • Неумение читать, считать, писать тоже не противопоказание. Ведь для этого он и идёт учиться.

Но всё же есть моменты, когда я бы рекомендовала повременить со школой, продлить беззаботное детство.

1. Если ребёнок не умеет просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Есть год, чтобы научиться этому

2. Если он боится и чувствует себя неуверенно: я ничего не умею, не хочу, боюсь

Заметьте, не потому, что не умеет, а потому что переживает за это и боится.

С этим тоже надо поработать в бонусный год.

И еще некоторые рекомендации можно дать, зная природные задатки ребенка.

Для наглядности приведу пару примеров с картами детей. (Кто не знает тип своего ребёнка, можете рассчитать тут)

  • Сентябрьский мальчик, нет особого рвения к школе и учителя на подготовке рекомендуют погулять год. Смотрим бодиграф (карта его личности, определяется по времени рождения)

Канал 5-15. Канал собственного ритма. Он не может подстраиваться под 1 сентября или когда бабушка с мамой решили. У него свой темп и ритм. И он будет вовлекать и остальных в этот ритм, а не сам вовлекаться. 

Канал трансформации 32-54. Мальчик амбициозный. И ему будет проще проявить свои амбиции, если он будет немного старше остальных. Тогда он будет себя увереннее чувствовать. А если учитель назначит его старостой, например, то это признание и поддержка со стороны учителя, дадут возможность проявить себя. 

К тому же у мальчика 5 мотивация. Основной движущей силой является чувство долга перед другими и ответственность 

На этом пункте мама вспомнила, что когда ему поручали следить за младшими братьями, ему это нравилось. 

Бинго! 

Ещё один пример:

  • Девочка пошла в 1 класс в 6,5, не очень тянет и мама переживает, что поспешили со школой. Сейчас есть возможность идти во 2 класс или пойти в новую школу в 1 класс.

И уже нет никакого смысла рассуждать о правильности принятого ранее решения. 

Но надо понять, как быть дальше. Я бы опять смотрела на ребёнка и его природу. 

Проектор 3/5 с открытым Джи. И тоже с 32-54 и ещё 37-40. Нет смысла спрашивать её мнение: хочет ли она остаться в этом классе или перейти на год младше. У неё нет понимания, как там будет.

А почему бы не предложить девочке походить на подготовку 1-2 месяца?

А потом, наблюдая за ней (как ей учитель, дети, атмосфера), предложить: как тебе предложение остаться в этом классе? Или вернёмся в прежний? Она должна сама протестить этот вариант. 

Понять, стала ли она частью этой группы, хорошо ли ей там. 

В общем, смотрим по детям, исходя из их базовых настроек. 

Что непонятно или есть сомнения, спрашивайте. 

Запись на консультации здесь