Найти тему
VK Гид

Музыкант Иван Лужков — о новом «Альбоме без каких-либо особенностей»‎

© Даша Максимова
© Даша Максимова

Герой нашего нового музыкального интервью — челябинский инди-музыкант Иван Лужков. Многие знают его по группе «Монти Механик», а также под псевдонимом Никита Прокопьев. А ещё Ивана можно вспомнить по фразе «новые тихие» — так музыкальный журналист Шурик Горбачёв однажды назвал молодых бардов, чьи песни направлены «внутрь, а не вовне». Туда же он отнёс Григория Полухутенко и Сергея Черепихо.

С тех пор прошло уже больше десяти лет. За это время творчество Ивана успело претерпеть значительные изменения. Его новая полноформатная работа — «Альбом без каких-либо особенностей» — это уже совершенно не бардовская музыка. Как минимум потому, что над пластинкой работали сразу несколько человек. Среди них —  Георгий Мишнёв (бывший коллега Ивана по «Монти Механику»), Сергей Григорьев (басист «Торбы-на-круче») и другие. А ещё в альбоме зазвучали стихи известных поэтов Александра Самойлова и Александра Дельфинова.

Наш музыкальный редактор Маша Денисенко пообщалась с Иваном: поговорили о том, как создавался лонгплей, обсудили поэзию и придумали для пластинки собственный жанр.

Маша: 26 апреля ты выпустил «Альбом без каких-либо особенностей». А давай топ-3 альбомов «с какими-либо особенностями».

Иван:

  1. Neil Young — Tonight’s the Night. Абсолютное преобладание процесса над результатом.
  2. Loud Family – Plants and Birds and Rocks and Things. Образец музыкальной щедрости: в альбоме много треков, они очень разнообразны по эмоции, по стилю, партитурно.
  3. «Мумий Тролль» — «Икра». Пример того, как сильная индивидуальность способна преобразить окружение.

Маша: Почему для обложки пластинки ты выбрал работы художника Никиты Алексеева? Как вообще познакомился с его творчеством?

Иван: Мне показалось, что его рисунки хорошо иллюстрируют музыку альбома. Они простые, немножко грустные, очень пластичные. Конкретно эту книжку — Your First Book — мне как-то показал Иван Смех (Щеглов), и я сразу влюбился в эту графику.

Маша: Какие художники тебе в целом нравятся? Или художественное направление.

Иван: Я не очень много понимаю, но могу сказать, что у меня в спальне висят репродукции Поллока, Хоппера, де Кунинга и Бэнкси.

Обложка релиза Ивана Лужкова — «Альбом без каких-либо особенностей»
Обложка релиза Ивана Лужкова — «Альбом без каких-либо особенностей»

Маша: Как ты познакомился с творчеством поэта Александра Самойлова? Для читателей поясню, что ты положил его стихи на музыку. Причём услышать их можно и в предыдущем твоём альбоме.

Иван: По-моему, я прочитал о нём в «Фейсбуке» (запрещён в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) — то ли у Владимира Богомякова, то ли у Андрея Родионова. Это было лет 10 назад, а то и 15 назад.

Маша: А как ты познакомился с творчеством другого поэта — Александра Дельфинова?

Иван: Тут — вообще не помню, мне кажется, что тоже в «Фейсбуке». А потом, кстати, купил его книжку в книжном магазине «Поэзия», которым заведует как раз таки Александр Самойлов.

Маша: Какую вообще поэзию любишь?

Иван: Всю! Чтобы ответить поконкретнее, пришлось открыть историю заказов с одного маркетплейса, если брать поэтические книги, то последние несколько покупок там: Кушнер, Поплавский, Овидий, Жак Брель и хрестоматия русской народной песни.

Маша: Как у тебя в этом альбоме происходило чаще: сначала появлялся текст, а потом музыка, или наоборот?

Иван: Сначала музыка.

Маша: Какой музыкой ты вдохновлялся, пока писал альбом?

Иван: Я писал его практически больше трёх лет, много музыки слушал за это время. Опять-таки, если посмотреть по статистике в Apple, то топ-артисты за три года — это Crosby, Stills, Nash and Young, Gillian Welch, Grateful Dead.

© Даша Максимова
© Даша Максимова

Маша: Ты сказал, что очень долго работал над альбомом. Расскажи об этом подробнее: какую песню ты подготовил первой и был ли у тебя момент, в который ты вдруг понял, что точно знаешь, как должен звучать релиз и чего ты от него хочешь?

Иван: Первой подготовили «Майора», мы писали его ещё в студии Челябинской академии культуры, своей у нас тогда ещё не было. Альбом я планировал как практически полностью электронный, сделанный в основном на компьютере. Он должен был составить противовес живому гитарному альбому, которым занимался Евгений Горбунов. Вышло не так.

Маша: Я знаю, что наиболее сильное влияние на звук оказал Сергей Григорьев, бас-гитарист классического состава «Торбы-на-круче». Как вы познакомились и в чём конкретно его заслуга?

Иван: Мы познакомились на записи «Продавца облаков» (альбом Ивана. — Ред.), удивительно было, что он переехал из Петербурга в Челябинск, обычно люди переезжают в обратном направлении. Григорьев — то, что называется classically trained. Он прекрасно владеет бас-гитарой, гитарой, звукорежиссурой. Отлично знает и чувствует гармонию, ритмику. Без него этот альбом звучал бы существенно беднее.

© Даша Максимова
© Даша Максимова

Маша: В недавнем интервью «Родному звуку» ты сказал, что не все песни из твоего предыдущего альбома «Человек из Сан-Франциско» тебе нравились. Но при этом ты их оставил, потому что так сказал Женя Горбунов, который работал над аранжировками. А есть ли такие песни в «Альбоме без каких-либо особенностей»?

Иван: Есть. Мне не нравится финальная версия «Они возьмут Париж», у нас было очень много вариантов аранжировки, выбрали в итоге, на мой взгляд, самый стандартный. Оставить его меня убедили Григорьев и Александр Зайцев (я показывал ему демо альбома).

Маша: Ну а вообще чей голос для тебя больше всего «решал» при выпуске альбома?

Иван: Мой! Но я старался слушать коллег, как бы это ни было сложно.

Маша: Кстати, что было самым сложным в процессе создания альбома?

Иван: Объяснить Григорьеву те наброски аранжировок, которые мы делали без него.

Маша: А самым простым?

Иван: Написать черновики песен.

Маша: Опиши свой новый релиз тремя прилагательными.

Иван: Деликатный, интроспективный, беспокойный.

Маша: Придумай собственный жанр для описания альбома.

Иван: Утопический блюз.

© Даша Максимова
© Даша Максимова

Маша: Твоя самая любимая песня в альбоме?

Иван: «Иванов», она полностью на стихи Самойлова и написана в самом конце. Плюс к тому у неё минималистичная синтезаторная аранжировка, напоминающая группу Air.

Маша: Насколько мне известно, твоя основная работа связана с инженерным проектированием. Коллеги слушают твою музыку? Как к ней относятся?

Иван: Не знаю. Кто-то, вероятно, да. Но детально с ними обсудить её всё равно было бы сложно, поэтому я и не спрашивал никогда.

Маша: С кем из культовых музыкантов прошлого ты бы смог подружиться и почему? Зарубежные тоже в счёт.

Иван: Подружиться — с кем угодно. А вот вживую, вблизи, послушать и посмотреть хотелось бы на Егора Летова и Курта Кобейна.

Маша: Что у тебя в ближайших творческих планах?

Иван: Несколько концертов! За довольно длинную карьеру я довольно мало играл вживую. Планирую наверстать.

Ближайшие концерты Ивана Лужкова:

19.06. — Powerhouse, Москва

20.06 — Union, Санкт-Петербург