Попаданчество в мировой литературе встречается ещё в произведениях, написанных задолго до нашего времени. В мифологии каждого народа есть хотя бы одна история о попадании в какую-то другую реальность, загробный мир и тд. Идея перемещения между мирами в человеческой культуре настолько укоренилась, что до сих пор продолжает получать различные вариации. В наше время тоже существует масса произведений, посвящённых попаданию героя в другой мир. В том числе и в аниме.
Тем не менее, до определённой поры японские студии, производящие аниме, не уделяли этой идее должное внимание.
Всё начало меняться в 2011 году. В свет вышло аниме Sword Art Online, созданное по мотивам ранобэ(книг) Рэки Кавахары. События этого произведения описывают недалёкое на тот момент будущее (2022 год), в котором человечество изобрело специальные шлемы виртуальной реальности для полного погружения в миры компьютерных игр. На момент начала истории в релиз выпускается первая игра, полностью задействующая возможности этого шлема 0 Sword Art Online или же SAO.
Игроки, вошедшие в неё на релизе, обнаружили, что не могут выйти из неё. Что ещё хуже, явившийся к ним главный разработчик игры заявил, что шлем убьёт игрока, если тот погибнет в игре. При попытке снять устройство с головы кем-то посторонним шлем также убивает носителя. Вернуть свободу над телом и освободиться от смертоносного агрегата на голове можно лишь пройдя игру до конца. На что у игроков ушло два с лишним года.
Да, это ещё не является полноценным попаданством. Реальные тела запертых в игре людей находятся в нашем мире, просто они не могли ими управлять. Шлем перехватывал все импульсы мозга и перенаправлял в игру. Но начало было положено. И вскоре многие аниме-студии стали эксплуатировать подобную идею застревания в онлайн-играх.
Однако, это несло свои сложности. Для проработки таких сценариев приходилось помимо самого сюжета и мира прописывать механики и баланс игры, в которой игроки застревали. Из-за этого работа над сюжетом многократно усложнялась. А произведения, где на подобную проработку забивали, оказывались непопулярны у придирчивой и технически подкованной аудитории, для которой подобное аниме и выпускалось.
Из-за этого троп застревания в онлайн-играх мутировал в более простой троп перемещения в фентези-миры. И прародитель того, каким попаданческие аниме – исекаи - являются сейчас, увидел свет годом позже SAO.
В 2012 году Рифудзин-на Магонотэ выпускает первый том своего ранобэ - Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu или, как его перевели у нас – Реинкарнация безработного. Эта история начинается с того, как неприглядного тридцатичетырёхлетнего борова-затворника вышвыривают из собственного дома родные братья. Главный герой, имя которого мы не знаем, демонстрируется нам как самый последний отброс общества, заплывший жиром, забивший на себя и живущий в комнате, заваленной хламом.
В момент плутания по улицам на него наезжает грузовик, и герой погибает в больнице. Но в этот момент он осознаёт, что для него ничего не прекратилось. И сейчас он лежит на руках у молодой пары явно неяпонского происхождения. А после обнаруживает себя в теле младенца.
Далее мы видим жизнеописание переродившегося героя в мире меча и магии, наблюдаем за тем, как наш современник адаптируется к такой жизни, пытается избежать ошибок прошлого и наслаждается упущенными возможностями и прелестями жизни. Разумеется, не без драматических моментов и приключений.
Подобный троп вместе с идеями, заложенными SAO, порождает на свет десятки аниме сериалов в сезон, завязанных на этой теме. Но и тут всё не идеально. В большинстве своём главные герои просто-напросто забывают о своей предыдущей жизни, она на них никакого влияния не оказывает. Более того, новоиспечённые попаданцы тут же получают какую-нибудь особенную сверхсилу, уникальную для этого мира, которая позволяет им заполучить известность, почёт, а также внимание со стороны противоположного пола. Таких героев принято называть Мери/Марти Сью.
Тем не менее, среди японских авторов есть всё же годные и сбалансированные произведения, за героями которых приятно наблюдать. Вот три из них:
Реинкарнация безработного – уже упомянутая история от Рифудзин-на Магонотэ, которая получила свою аниме-адаптацию в виде сериала в 2019 году. На момент написания статьи в свет выходит уже второй сезон.
В уже экранизированной части ранобэ зрители увидели взросление героя, большое путешествие через пол мира, появление у него своей семьи и первые потери близких ему людей.
Re:Zero – веб-новелла, написанная Таппэем Нагацуки, первый том которой был выпущен в 2014 году, первая же аниме адаптация начала выходить уже в 2016 году. В этой истории главный герой не погибает, а перемещается в своём теле в фентезийный мир, обретая способность воскресать после смерти на определённых «контрольных точках». И для главного героя этот дар чаще всего оборачивается проклятьем. Никто в здравом уме и один раз не хочет умирать.
Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o! или по-простому KonoSuba – пародия на многочисленные произведения-паразиты, о которых я писал чуть выше, за авторством Нацумэ Акацуки. Ранобэ-адаптация вышла в печать в 2013 году, первый сезон аниме был выпущен в 2016 году.
Данное произведение в крайне карикатурной форме высмеивает устоявшиеся шаблоны и стереотипы о жанре исекая. Любая стандартная для жанра ситуация по максиму возводится в абсурд, демонстрируя нелепость типичных сюжетных ходов.
В следующей статье я постараюсь рассказать о более классических для западного зрителя представителях жанра фентези в аниме.