Найти тему

Исекай – что это такое и с чем его едят?

Попаданчество в мировой литературе встречается ещё в произведениях, написанных задолго до нашего времени. В мифологии каждого народа есть хотя бы одна история о попадании в какую-то другую реальность, загробный мир и тд. Идея перемещения между мирами в человеческой культуре настолько укоренилась, что до сих пор продолжает получать различные вариации. В наше время тоже существует масса произведений, посвящённых попаданию героя в другой мир. В том числе и в аниме.

Тем не менее, до определённой поры японские студии, производящие аниме, не уделяли этой идее должное внимание.

Кадр из аниме "Sword Art Online"
Кадр из аниме "Sword Art Online"

Всё начало меняться в 2011 году. В свет вышло аниме Sword Art Online, созданное по мотивам ранобэ(книг) Рэки Кавахары. События этого произведения описывают недалёкое на тот момент будущее (2022 год), в котором человечество изобрело специальные шлемы виртуальной реальности для полного погружения в миры компьютерных игр. На момент начала истории в релиз выпускается первая игра, полностью задействующая возможности этого шлема 0 Sword Art Online или же SAO.

Игроки, вошедшие в неё на релизе, обнаружили, что не могут выйти из неё. Что ещё хуже, явившийся к ним главный разработчик игры заявил, что шлем убьёт игрока, если тот погибнет в игре. При попытке снять устройство с головы кем-то посторонним шлем также убивает носителя. Вернуть свободу над телом и освободиться от смертоносного агрегата на голове можно лишь пройдя игру до конца. На что у игроков ушло два с лишним года.

Да, это ещё не является полноценным попаданством. Реальные тела запертых в игре людей находятся в нашем мире, просто они не могли ими управлять. Шлем перехватывал все импульсы мозга и перенаправлял в игру. Но начало было положено. И вскоре многие аниме-студии стали эксплуатировать подобную идею застревания в онлайн-играх.

Однако, это несло свои сложности. Для проработки таких сценариев приходилось помимо самого сюжета и мира прописывать механики и баланс игры, в которой игроки застревали. Из-за этого работа над сюжетом многократно усложнялась. А произведения, где на подобную проработку забивали, оказывались непопулярны у придирчивой и технически подкованной аудитории, для которой подобное аниме и выпускалось.

Из-за этого троп застревания в онлайн-играх мутировал в более простой троп перемещения в фентези-миры. И прародитель того, каким попаданческие аниме – исекаи - являются сейчас, увидел свет годом позже SAO.

Кадр из аниме "Реинкарнация безработного"
Кадр из аниме "Реинкарнация безработного"

В 2012 году Рифудзин-на Магонотэ выпускает первый том своего ранобэ - Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu или, как его перевели у нас – Реинкарнация безработного. Эта история начинается с того, как неприглядного тридцатичетырёхлетнего борова-затворника вышвыривают из собственного дома родные братья. Главный герой, имя которого мы не знаем, демонстрируется нам как самый последний отброс общества, заплывший жиром, забивший на себя и живущий в комнате, заваленной хламом.

В момент плутания по улицам на него наезжает грузовик, и герой погибает в больнице. Но в этот момент он осознаёт, что для него ничего не прекратилось. И сейчас он лежит на руках у молодой пары явно неяпонского происхождения. А после обнаруживает себя в теле младенца.

Кадр из аниме "Маг-обманщик из другого мира"
Кадр из аниме "Маг-обманщик из другого мира"

Далее мы видим жизнеописание переродившегося героя в мире меча и магии, наблюдаем за тем, как наш современник адаптируется к такой жизни, пытается избежать ошибок прошлого и наслаждается упущенными возможностями и прелестями жизни. Разумеется, не без драматических моментов и приключений.

Подобный троп вместе с идеями, заложенными SAO, порождает на свет десятки аниме сериалов в сезон, завязанных на этой теме. Но и тут всё не идеально. В большинстве своём главные герои просто-напросто забывают о своей предыдущей жизни, она на них никакого влияния не оказывает. Более того, новоиспечённые попаданцы тут же получают какую-нибудь особенную сверхсилу, уникальную для этого мира, которая позволяет им заполучить известность, почёт, а также внимание со стороны противоположного пола. Таких героев принято называть Мери/Марти Сью.

Тем не менее, среди японских авторов есть всё же годные и сбалансированные произведения, за героями которых приятно наблюдать. Вот три из них:

-5

Реинкарнация безработного – уже упомянутая история от Рифудзин-на Магонотэ, которая получила свою аниме-адаптацию в виде сериала в 2019 году. На момент написания статьи в свет выходит уже второй сезон.

В уже экранизированной части ранобэ зрители увидели взросление героя, большое путешествие через пол мира, появление у него своей семьи и первые потери близких ему людей.

-6

Re:Zero – веб-новелла, написанная Таппэем Нагацуки, первый том которой был выпущен в 2014 году, первая же аниме адаптация начала выходить уже в 2016 году. В этой истории главный герой не погибает, а перемещается в своём теле в фентезийный мир, обретая способность воскресать после смерти на определённых «контрольных точках». И для главного героя этот дар чаще всего оборачивается проклятьем. Никто в здравом уме и один раз не хочет умирать.

-7

Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o! или по-простому KonoSuba – пародия на многочисленные произведения-паразиты, о которых я писал чуть выше, за авторством Нацумэ Акацуки. Ранобэ-адаптация вышла в печать в 2013 году, первый сезон аниме был выпущен в 2016 году.

Данное произведение в крайне карикатурной форме высмеивает устоявшиеся шаблоны и стереотипы о жанре исекая. Любая стандартная для жанра ситуация по максиму возводится в абсурд, демонстрируя нелепость типичных сюжетных ходов.

В следующей статье я постараюсь рассказать о более классических для западного зрителя представителях жанра фентези в аниме.