Благодаря кино мы можем узнать об истории, традициях, культуре и искусстве разных народов. Кинематограф каждой страны уникален, и китайский не стал исключением. О том, как развивалось кино Поднебесной, участникам Царскосельского форума школьной прессы рассказал Пётр Алексеев, музыкант, медиахудожник.
В том, что Пётр Алексеев — профессионал своего дела и глубоко погружен в историю кинематографа, в том числе китайского, стало понятно с первых минут лекции. Спикер обстоятельно погрузил участников в исторические вехи развития кино в Китае, начало которому было положено почти сразу после выхода в 1895 году первого в истории фильма братьев Люмьер. Уже в 1896 году на экранах Шанхая состоялся первый показ «движущегося изображения», после чего кино стремительно развивалось. Уже в 1905 году был выпущен первый полнометражный фильм «Битва при горе Динцуюньшань», а в 1921 году — первый художественный фильм. Дальнейшая история развития китайского кинематографа была тесно связана с происходившими политическими событиями, она делится на несколько эпох. «Военное время», «коммунистическая эпоха», «культурная революция» — названия говорят сами за себя. К сожалению, не все события способствовали развитию кинематографа, а многие даже его тормозили.
Кто или что тормозило развитие китайского кино?
Мой интерес к теме китайского кино возник несколько лет назад, я стал анализировать причины, по которым его развитие после бурного старта как будто приостановилось. И пришел к тем же выводам, о которых в рамках лекции рассказал Пётр Алексеев.
«Всему виной — войны и смена власти, каждая из которых по-своему использовала возможности кинематографа», — считает Пётр Алексеев. Я не могу с ним не согласиться. Например, после Второй Мировой войны в Китае был введён «Закон о кино», по которому оно приравнивалось к пропаганде, а во время культурной революции 60-ых все картины, вышедшие до революции, были запрещены. В то время в кинофильмах говорить о проблемах запрещалось, можно было только хвалить «правильный режим».
По словам китайского режиссёра Цзя Чжанкэ: «В китайском кино было практически невозможно затрагивать подобные темы, поэтому мы и не могли показывать насилие, происходящее в стране».
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Пётр Алексеев попытался погрузить слушателей в атмосферу Китая, демонстрируя фрагменты фильмов разных периодов, чтобы мы могли проникнуться его «духом».
«Весна в маленьком городе», «Жёлтая земля», «Жить» — эти фильмы имеют для Китая особое значение. Первый считается лучшим в истории китайским фильмом, с «Желтой земли» началось «пятое поколение» китайского кинематографа, а картина «Жить» неоднократно награждалась на разных европейских кинофестивалях.
Возможно, кому-то лекция Петра Алексеева показалась сложной, но, на мой взгляд, спикеру удалось очень ёмко и детально донести нам всю эту сложную историю китайского кино понятным языком.
Ярким моментом встречи стал разговор о роли музыки в китайском кино и о таком понятии как мажорная пентатоника.
Мажорная пентатоника — основная гамма музыки Китая. Она успокаивает, приводит в равновесие расстроенные чувства, так как в ней присутствуют минимум диссонансов.
В конце лекции Пётр Алексеев неожиданно для всех достал небольшой предмет, поднес к губам и… все присутствующие услышали удивительное звучание народного инструмента — воргана. Приятное заверение встречи.
Автор: Дмитрий Жариков