В 1844 году Николай I запретил строить гражданские здания свыше 11 саженей (примерно 23,5 м), а также выше ширины улицы. За эталон высоты он взял Зимний дворец. Но на военные и административные постройки этот закон не распространялся. Поэтому город был прорезан пожарными каланчами, с высоты которых можно было увидеть горящий дом. Ко Дню пожарной охраны гид Павел Перец рассказывает о пяти сохранившихся башнях, служивших когда-то для огнеборцев наблюдательными пунктами.
Мичуринская улица, 5
Начать логично с пожарной части № 1, скрывшейся за домами на Петроградской стороне. Сейчас они выше пожарной каланчи, из чего можно сделать вывод, какой низкоэтажной была застройка данной местности во второй половине XIX века. Поскольку в подобных зданиях, помимо пожарных служб, располагалась еще полицейская часть, адресный стол, а порой и лазарет и камеры для заключенных, то называлось это все вместе Съезжим домом. По сути, это был административный центр части, или, как бы мы сейчас сказали, района.
Большой проспект Васильевского острова, 73
Это главная пожарная часть с краеведческой точки зрения, поскольку здесь располагается Пожарно-техническая выставка, рассказывающая историю пожарного дела в нашем городе. А еще сверху можно видеть странную железную конструкцию с висящими на ней предметами. Это система оповещения, состоящая из шаров, крестов и фонарей, поднимаемых на пожарной каланче, и указывавшая район и силу возгорания. На фасаде сохранились старинные часы, вокруг — стилизованные фонари, а перед зданием установлен памятник пожарным.
Площадь Репина, 1/201
Вот вам две точки зрения на одно и то же здание Съезжего дома 4-й Адмиралтейской части, перестроенного в середине XIX века Рудольфом Желязевичем. Сначала — искусствоведческая, из книги «Архитектура Петербурга середины XIX века» Андрея Львовича Пунина: «Стилистическим прототипом этой постройки послужили ратуши итальянских городов, возведенные в период позднего Средневековья и Возрождения: в этом тоже можно усмотреть своеобразное воплощение принципа умного выбора. Архитектурные мотивы ренессанса, умело претворенные Желязевичем, позволили создать выразительный архитектурный образ, раскрывающий специфическую административную функцию здания. Интересной особенностью постройки является обнаженная кирпичная кладка. Это, несомненно, один из наиболее интересных памятников архитектуры Петербурга середины XIX века».
А вот цитата из другой книги — «Прогулки по Петербургу» Павла Яковлевича Канна: «В середине XIX века здание было перестроено — оно превратилось в кирпичную неуклюжую громаду». Воистину, о вкусах не спорят и у каждого свой взгляд на вещи.
Садовая улица, 58б
Съезжий дом Спасской части знают все знатоки Достоевского, поскольку считается, что в этом адресном столе Разумихин узнал место пристанища Раскольникова и сюда же убийца старухи-процентщицы приходил на допрос к Порфирию Петровичу. Именно поэтому так прозвали манекен дозорного, расположенного на смотровой площадке. Он появился на своем посту в год 200-летия пожарной охраны.
Большеохтинский проспект, 3
Один из символов Большой Охты — ажурная башня, напоминающая то ли маяк, то ли домашнюю лампу. Здесь тоже сверху можно увидеть муляж пожарного. Вспоминаются строчки Маршака:
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
В этой связи на тогдашнем арго загреметь в часть называлось «ночевать под шарами».
#большаяпрогулка