Главные герои "Блиндажа" - современный русский парень Сергей (Александр Метёлкин) и немец Пауль (Даниэль Литтау). На полях былых сражений два друга в поисках ценного раритета однажды находят старый, засыпанный землёй блиндаж. Через него парни попадают в 1941 год, сталкиваясь лицом к лицу с бойцами, чьи имена ещё утром видели на могилах... "Попаданство" - популярный приём для фантастических фильмов, в том числе для военных драм.
- Меня не смущает, что "Мы из будущего" уже были. Драм про любовь сколько снято, - спокойно отвечает режиссёр "Блиндажа" Марк Горобец. - В любом жанре есть свои приёмы. В фантастическом кино - тоже. Даже в "Гарри Поттере" они попадают в другой мир, пройдя через стену на вокзальной платформе.
Псковские леса помогают
По сюжету фантастическое перемещение случилось с героями в лесах недалеко от "Саур-Могилы", кургана в Донецкой области. Съёмки там, в знаменитом мемориальном комплексе, тоже были, но основные бои развернулись в лесах под Псковом. Как рассказала художник-постановщик Анна Стрельникова, задача была снять в мае-июне сентябрь 41-го, а поэтому искали подходящий лес, чтобы он не выдал время года. Были варианты в Карелии, в Ленинградской области, но остановились на Пскове с его прозрачным лесом с корабельными соснами, без кустарников и с песчаной землёй, покрытой в основном только мхом.
К месту съёмки мы долго пробирались по лесным дорогам. Когда увидели гору автомобильных шин, поняли, что уже где-то рядом.
- Шины нужны для тёмного дыма, - объяснил директор съёмочной группы Олег Волков. - Здесь около тонны этих шин - по всему городу скупали.
- Народ не пугается взрывов из леса? - спросила я.
- У нас на подъезде к лесу и ещё в нескольких местах таблички специальные развешаны: мол, снимается кино, при дополнительных вопросах звоните по такому-то номеру, - ответил наш провожатый. - И через местные СМИ оповещали.
Плюсы от шумной работы тоже были. В псковских лесах много всякой живности - от змей до медведей. Ребята из съёмочной группы рассказали, что поначалу видели и тех и других, но близко животные не подходят.
- Такого шума мы тут наделали, что они ушли далеко и надолго, - пошутил Александр Метёлкин. - Комары ничего не боятся, но нас уже не кусают. Всё выпили!
ЦИФРА
1,5 тысячи шин пришлось достать съёмочной группе, чтобы снять бои в этой картине.
Армейский опыт закалил
По словам Александра Метёлкина, больше всего в сценарии его привлекла история дружбы между русским и немцем.
- Интересно закинуть представителей двух народов в обстоятельства, когда эти народы враждуют, - рассказал исполнитель главной роли. - Все войны рано или поздно заканчиваются. Мир наступает неизбежно, и неизбежно народы начинают общаться и дружить тоже.
Александра мы поймали на площадке ещё до грима. Он шёл к своему вагончику, опираясь на палку.
- Немного ногу повредил. В съёмочной группе прозвали Бабулькой, - с улыбкой рассказал актёр.
Для Метёлкина это первая большая военная картина.
- Когда я 13 лет назад служил в спецназе ГРУ, представлял: вот бы сейчас с этим автоматом в военном кино сниматься. Мечта сбылась, - поделился актёр. - Я каждый съёмочный день возвращаюсь к своему армейскому опыту. Он очень помогает.
Напарником Александра в картине стал немецкий актёр Даниэль Литтау, для которого очень близка история СССР, ведь его мама родилась в Казахстане, а папа - в Узбекистане. Мама его отца была немкой, которая во время войны в Берлине влюбилась в советского солдата и бежала с ним в СССР.
"Даниэль (Литтау) - прекрасный актёр. С Сашей (Метёлкиным) они очень подружились. Санечка попоил Даниэля водкой, сводил в баню, научил кричать: "За Отечество!" Пришлось Дане пережить и вопросы типа: "Ну что, теперь будешь праздновать 9 Мая?" Он, кстати, ответил: "Да, люблю этот праздник".
Марк Горобец режиссёр
Секреты "Блиндажа"
Два месяца выбранное в псковских лесах место готовили к съёмкам.
- В сентябре 1941 года ещё не было окопов ни у русских, ни у немцев. Мы шли от сценария и придумали, что наши герои, советские воины, использовали окопы, оставшиеся ещё с финской войны. Они их доукрепили и начали в них воевать. Укрепления мы строили в стилистике финских окопов, - рассказала художник-постановщик Анна Стрельникова. - Псковский лес помог с материалом - использовали местную сосну для строительства. Благодаря тому что здесь песчаная почва, было достаточно легко и быстро копать.
Старый засыпанный окоп, ставший для героев порталом в прошлое, строить не пришлось - его нашли недалеко от выбранного места съёмок. Окоп остался со времён Великой Отечественной войны.
На поле, где снимали большие сражения, было сожжено много травы и деревьев, песок смешивали с чёрной краской для создания нужного эффекта. Танки пригнали из города Медынь в Московской области, где находится киностудия "ВоенФильм", которая снабжает все фильмы о войне.
- Танки предоставили уже с танкистами. Они прекрасно всё отработали и уехали, - уточнила Анна Стрельникова. - С массовкой тоже проблем не было: собрали её из местных жителей, все оказались прекрасными ребятами. Никто не спорил, что в кадр не попал, прекрасно играли и трупы, и "кровью" себя давали обливать. Были в массовке и настоящие военные, в боях точно знали, что и как делать.
Источник: gazetametro.ru
Виктория Мельникова