Вопрос задействования исполнителя в творчестве в К-ПОП среде - тема для многих прямо таки бoлезненная, как показали комментарии под моими материалами.
Вообще я не могу поспорить, аргумент про "самописность" сам по себе сильный. Но контекст ситуации бывает очень разный, и в подавляющем большинстве случаев исполнение песни - это не просто "встал к микрофону - спел - ушел". Так что я хотела бы со стороны АВТОРА, а не НАБЛЮДАТЕЛЯ рассказать вам про творческий процесс и вовлеченность в него всех участников.
Аргументы у меня следующие: несмотря на то, что в сети я зарекомендовала себя больше как переводчик песен со стажем, уже много лет я сама вовлечена еще и в написание текстов авторских песен и их исполнение, правда их количество значительно меньше - пару десятков, может, с учетом невышедших.
Сначала я расскажу о собственном опыте, приправив его примерами к-поп артистов на этот счет из числа того, что я сама видела/слышала/читала, затем уже напишу свои выводы по пунктам кратко. Кто не хочет читать много текста - прошу сразу в конец статьи, там будет соответствующий подзаголовок.
Приступим!
В создании песен есть несколько основных этапов, если откинуть в сторону этапы планирования тематики грядущей композиции, съемки/создание клипа, а также всякие методики продвижения в соцсетях, на радио, ТВ и прочем. Не обязательно эти этапы могут идти в такой последовательности, но без любого из них песня не получится:
- Написание музыки и создание музыкальной аранжировки (в том числе вокальной)
- Написание текста песни
- Запись вокала
- Сведение и мастеринг
Написание музыки и создание музыкальной аранжировки
Человек, который ответственен за этап написания музыки, называется обычно композитором. Этот человек придумывает основную мелодию песни, то есть уникальную последовательность нот, узнаваемую на слух. Это может быть просто наигранная мелодия на любом инструменте, либо записанная вокально, чтобы показать, как звучит, допустим, вокальная партия, а как - фоновая мелодия.
Не всегда, но часто написанием музыки и созданием аранжировки занимается один и тот же человек. Это когда тот, кто придумал последовательность нот сам выбирает, на каком инструменте лучше ее сыграть, какие дополнительные партии добавить туда (допустим гитара, клавишные, ударные, семплы, и т.д.) Это то, что сейчас называют продюсированием. Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных инструментах с разным темпом и получить разное звучание, но пока в основе лежат одна и та же последовательность нот, это будет один и тот же трек в качестве объекта интеллектуального права.
Авторские права на мелодию и на конкретно звучащую аранжировку устанавливаются по отдельности, при этом человек, делающий аранжировку чужой мелодии ДОЛЖЕН получить разрешение на ее использование, иначе это уже плагиат (если человек выдает песню за оригинальное произведение) либо кавер, в котором указывается оригинальный трек. Автор мелодии так же не имеет всех прав на каждую конкретную аранжировку своей мелодии, но имеет право запретить их использовать и монетизировать без его ведома.
К этому же пункту может относиться создание вокальной аранжировки - дополнительных партий бэк-вокала и вокализации (это то, что поется без текста) для обрамления основной вокальной линии.
Как на этом этапе может быть задействован исполнитель?
Исполнитель, не являющийся автором/продюсером трека, все еще может внести вклад на этом этапе, например, попросить внести изменения в мелодию или выбрать подходящие для него инструменты, используемые в аранжировке.
Он может контролировать тональность (если ему слишком высоко или слишком низко) "наполненность" этой самой аранжировки различными партиями для достижения определенного эффекта, сам может придумать бэк-вокал, если имеет достаточную квалификацию для этого (в этом случае его внесут в кредиты песни в раздел "vocal arrange" или "chorus"), или попросить задействовать определенных исполнителей для этого. Но если это чисто рекомендации, а не прямой вклад (то есть придумывание мелодии, бэк-вокала или создание части аранжировки), в авторские кредиты исполнитель не попадет.
Написание текста
Лично я работаю в такой последовательности, когда текст пишется уже по готовой мелодии. Хотя многие предпочитают начинать с текста и уже под него придумывать музыку - тут каждому свое, кто как привык. В зависимости от выбора очередности, в текст могут вноситься изменения для благозвучности мелодии, либо в мелодию могут вноситься изменения для благозвучности текста. Самый понятный этап, пожалуй.
Уточню, что в хип-хоп среде как раз написание тестов себе является одним из критериев признания человека, как рэпера. И подавляющее большинство хороших рэперов в к-поп среде как раз пишут свои тексты самостоятельно/в соавторстве. Сюда можно отнести ZICO, рэп-лайн BTS, Stray Kids, G-Dragon, CL, хип-хоп лайн SEVENTEEN, Monsta X, Соён из (G)I-DLE и других.
Однако очень многие, включая даже такие известные группы с крутыми рэперами, как BLACKPINK, в подавляющем большинстве песен исполняют тексты, написанные другими людьми, что никак не мешает им исполнять свои партии филигранно.
Но тут надо учитывать, корейская хип-хоп тусовка - это отдельное царство, которое в принципе не очень любит к-поп индустрию и до недавних пор дистaнцировалось от нее, как могло, так что, как говорится, "выборка не репрезентативна".
Лично я тот самый человек, который предпочитает петь собственные тексты/переводы хотя бы по той причине, что я пишу их так, как сама чувствую и эмоции, и мелодию, ну и в нужные места вставляю нужные мне слоги, чтобы удобнее было петь. Но в разы больше текстов я пишу "на экспорт" различным исполнителям, под которых при необходимости эти самые тексты подгоняю.
Как на этом этапе может быть задействован исполнитель?
По собственному опыту скажу, что как правило на этом этапе может развернуться исполнитель, который не очень подкован в музыкальных вопросах. Он может придумать сюжет песни, обозначить тематику, привести примеры, которые ему хотелось бы использовать как референсы.
Исполнитель может попросить переставить слова местами, чтобы было легче петь, или поменять какие-то гласные/согласные звуки, чтобы сделать какие-либо вокальные приемы. Вот, например, мне, как исполнителю, проще тянуть на высоких нотах букву У, особенно если там есть мелизмы (переливы голосом), вибрато, я сразу это учитываю при написании текстов себе. Поэтому мне важно, чтобы вокальная мелодия была готова до начала написания текста.
Вокалист может предложить какие-то конкретные строки или формулировки, и если речь об относительно уникальном наборе слов (а не замене "потому что" на "оттого что", к примеру), то он будет добавлен в кредиты как соавтор текста.
Запись вокала
Вроде бы, все понятно - дали тебе музыку, дали текст - пой, не хочу! Однако и этот процесс не так прост. Обычно для записи вокала используют гайд - это примерное пропевание текста под музыку, чтобы исполнитель понимал, как текст уложен в мелодию, где какие вокальные приемы нужно делать и в какой манере петь. Бывает так, что гайд-вокал делается другим исполнителем. Как пример, гайд вокальной части IU в дуэте Agust D на песню People Pt.2 по просьбе Юнги записывал Чонгук.
В студии вокал записывается небольшими кусочками: в идеале это должна быть полноценная строфа (целый куплет/припев/бридж) чтобы кусочек звучал целостно, не было перепадов по плотности звука, манере и прочему.
Еще есть такой человек, как звукорежиссер, который сидит за пультом и жмет кнопки записи, отбирает нужные дубли, выдает советы и правки по поводу того, как нужно спеть ту или иную строку и прочее. Это касается тех, кто пишется не на домашней студии самостоятельно, как я, например.
У меня базовый набор из полупрофессиональных внешней звуковой карты под такие нужды и конденсаторного микрофона. Раньше обходилась отдельно микрофоном, который по USB подключался к ПК, но такая конфигурация предпочтительней - насчет этого я консультировалась с несколькими профессиональными звукорежиссерами, работающими на студиях. Значительная разница в качестве по сравнению с тем, что было, слышна даже в необработанных записях.
Как на этом этапе может быть задействован исполнитель?
Кроме очевидного - исполнения песни - как я уже говорила выше, вокалист может сам себе записать гайд-вокал, может придумать бэк-вокал, может добавить какие-то приемы или подпевки/выкрики на фоне. Если вклад вокалиста при этом будет незначительным его, разумеется, не добавят в кредиты песни.
Вокалист может решить, кого именно привлечь к записи дополнительных партий/подпевок/бэк-вокала, либо отказаться от участия кого-либо в треке, может обратиться за советом по записи. Так, к примеру Тэхён обращался к Чонгуку за советом по поводу записи заглавного трека к своему сольному альбому Slow Dancing, хотя в разделе создателей песни ни один из них не указан.
Не могу себя назвать достаточно подкованным в этом человеком, но несколько раз я сам придумывала дополнительные вокальные партии или гайды для оригинальных рэп-партий, хоть и все это в основном это было для каверов. И, скажу вам, это не так то просто, потому что все это должно быть гармоничным и не испортить исходный материал.
Сведение и мастеринг
Это не просто склеивание музыки и вокала, как думают многие. Тут надо и все недотянутые ноты на место поставить, и почистить лишние слюнки/дыхания/шорохи, и правильно уложить вокал в минус, не создавая частотных конфликтов (чтобы какие-то звуки или инструменты не перебивали вокал, если так не было задумано), и создать правильный объем звуку, подогнать громкость финального трека и прочее.
Это очень трудоемкие процессы, порой разделенные между собой, поскольку невозможно создать один конкретный набор эффектов и просто применять его - тут надо учитывать жанры, наполненность аранжировки, эмоциональный эффект, которого хочется достигнуть песней и прочее.
Очень просто на этом этапе испортить даже самый классный материал, над которым работали крутые вокалисты и композиторы, если умений "сведосера" будет недостаточно. Однако из откровенно плoхого материала, даже мастер своего дела конфетку не сделает: когда ноты сильно "мимо", их коррекция очень сильно слышна, а уж неудачную манеру или плохую дикцию исправить и вовсе невозможно.
Как на этом этапе может быть задействован исполнитель?
Вот казалось бы тут вокалисту и делать нечего, однако же, поскольку этот этап решающий, а представление о "профессиональном" звучании разнится от специалиста к специалисту, исполнитель может принимать решения в плане использования тех или иных эффектов, баланса бэк-вокала, вокала и музыки и т.д.
Даже несмотря на то, что я свои, пусть и не профессиональные, записи поручаю только проверенным и очень умелым людям, даже тут не обходится без правок: вот тут сделай погромче, вот тут резкости добавь, вот эти подпевки отодвинь в звуковой панораме подальше, а вот тут бaхни эхо, но чуть-чуть...
Для меня все это до сих пор сродни магии, и часто мой голос реально преображался в зависимости от выбранной линии обработки, либо же наоборот вмешательство было настолько минимальным, чтобы звучало максимально естественно.
Выводы: каким может быть вклад в песню вокалиста, который не принимает участия в ее написании?
- Первое, в чем может вокалист, не сочиняющий песни самостоятельно, повлиять на записываемые песни - петь или не петь предоставленную композицию, либо же выбрать ту, что будет в его вкусе. Да, не всегда такое возможно, сильно зависит от политики лейблов, но как один из вариантов "вмешательства" имеет место. Поскольку имя исполнителя, как правило, является знаком качества для аудитории, и песню ассоциируют именно с ним, он должен быть доволен или как минимум одобрять то, что выходит от его имени.
- Вокалист может выбрать тональность исполнения или дать пожелания по звучанию аранжировки или бэк-вокала. Так же может записать гайд-вокал самостоятельно, то есть определить манеру и вокальные приемы, подходящие для данной песни.
- Вокалист может придумать и изложить сюжетную основу для текста песни, попросить внести в него коррективы для лучшей пропеваемости либо просто по смыслу. Может выбрать референсы желаемого повествования, если текст для него пишется кем-то с нуля. Пункт про одобрение тут работает так же, как и в написанном выше.
- Вокалист может консультироваться по вопросам записи, может предложить привлечь кого-то к работе или самостоятельно обратиться за помощью, может уже от себя внести какие-то фишки исполнения, не предусмотренные гайдом, может незначительно поменять мелодию или добавить импровизации.
- Вокалист может контролировать процесс сведения и мастеринга, просить внести коррективы в звучание, применить какие-либо эффекты, придать голосу резкость, мягкость, объемность, чтобы добиться определенного желаемого эффекта.
И напоследок я скажу...
Не буду скрывать, подавляющее число недовольных тем обстоятельством, что артист не принимал участия в написании своего альбома я получила под публикациями о Чонгуке, что не удивительно, тк материалы о нем - самые популярные на канале. Это и сподвигло меня в конце-концов написать данный материал, хотя планировался он задолго до этого, поскольку не по одному Чонгуку комментаторы прошлись. Но вот что я хотела бы отметить.
Как вы видите, можно быть очень включенным в работу над песней даже не будучи ее автором, поскольку есть куча всяких нюансов, которые вокалист может привнести в композицию - было бы желание, но не обязательно это будет отражено в кредитах. Это я еще не упомянула о "вживании в роль", чтобы голосом передать все эмоции и прочее.
На самом деле вообще не обязательно будет так, что если артист сам себе написал песню, она точно станет крутой: я слышала огромное количество песен сильно далеких от идеала, где "исполнитель сам писал" чуть ли не единственный плюс, который у песни есть.
На эту тему как раз отлично высказался сам Чонгук, мол, сосредоточиться на всем и сразу так, чтобы вышло одинаково хорошо, очень сложно, и если он хочет, чтобы альбом был успешным, лучше поручить написание и продюсирование песен тем, кто в этом специализируется, а он сосредоточится на том, что умеет сам - пение и танцы.
В общем, нет смысла принижать тех, кто сам не пишет свои песни, особенно если эти песни хорошо исполнены и берут за душу. Потому что и для этого тоже нужен талант, а у к-поп артистов и без этого огромная нагрузка с пением, танцами и прочими активностями в виде шоу, реклам и других мероприятий. Если делать все и сразу, часов в сутках может не хватить.
В любом случае, главная задача артиста - хорошо исполнить материал, остальное - приятные бонусы, а не обязанность
Вообще вопрос "плюсов в карму" за самописность куда более широк. Вот если в группе есть 2-3 человека, которые эти песни реально пишут на постоянке (как в SEVENTEEN и BTS, допустим) как эти самые "очки" распределяются уже внутри группы? Надо ли составлять какие-то пропорции и вычислять аутсайдеров, принижать тех, кто ни строчки не написал, но примaзался к "общему величию"? Вы, надеюсь, понимаете, как смехотворно это звучит, если задуматься.
Стоит ли хвалить артистов за то, что они пишут себе песни? Однозначно да! Но, как я и сказала выше, это далеко не всегда значит, что сам итоговый продукт имеет какие-то конкурентные, в том числе чартовые, преимущества перед песнями, написанными исключительно сторонними авторами. Разве что больше греет душу фанатам.
Так что факт задействования артиста в написании не делает песню автоматически лучше, как не делает ее автоматически хуже его неучастие в этом процессе.
Ну и чтобы не показаться голословной по части "экспертности", поделюсь с вами несколькими треками, в создании которых принимала участие:
Первая авторская песня, к которой я приложила руку. Изначально писалась она не для меня, но в итоге я же ее и исполнила. Она стала не только моим первым текстом к полностью оригинальной песне, но моим сольным вокальным дебютом: до этого я пела только в коллаборациях на кучу человек, а сольные каверы начала записывать уже после выпуска собственного трека. Автором музыки, аранжировки и сведения выступил AudioNeko (он же Nekoz), над клипом поработали я и моя подруга Эрин, которая нарисовала бегущий силуэт.
Пока что это мой любимый трек из тех, к которым я писала лирику. Музыку, аранжировку и сведение делал Nekoz, за мелодию вокала и исполнение отвечала Sabi-tyan - моя коллега по проекту Purple Lillies. На мне был текст и оформление видео. Мне тут предоставили полную свободу творчества в плане лирики, разве что попросили включить в текст слово "вайб". Получилось вайбово, по-моему.
Еще одна совместная работа с Некозом, но вокалисткой на этот раз выступила Sonyan, которую вы могли не раз видеть в каверах, приложенных к различным статьям. И снова мне была предоставлена полная свобода в плане текста, разве что сказали, что он должен быть летним.
А это дебют Некоза в качестве рэп-исполнителя! Компанию ему составила Kitya. На самом деле данный трек писался в шутку за пару дней на первое апреля, и в нем мы поставили себе задачу использовать максимум попсовых музыкальных клише. Но что интересно, результат вышел настолько классным, что некоторым песня понравилась даже неиронично.
А вот очень классный трек от Melody Note и deniDeD, который был написан ко дню рождения нашей общей знакомой. Композиция получилась очень пронзитeльной, лиричной. Хотелось бы приложить руку к еще чему-нибудь такому.
А это оригинальный саундтрек к игре с моим текстом, который написан также deniDeD и Melody Note по заказу разработчиков (игра все еще не выпущена). Не могу вдаваться в детали, но скажу, что одним из главных требований было совместить русскую и английскую лирику в песне. Судя по отзывам слушателей, все прекрасно удалось!
Делитесь своими мнениями по теме статьи!
Как вы относитесь к тому, что артисты сами пишут или не пишут песни? Имели ли вы собственный опыт?
Все статьи на канале ✦ Мой телеграм-канал