Найти тему
Петля времени

Как провальная антиалкогольная кампания в СССР оказалась успешной

Пьянство в СССР достигло угрожающего размаха. В вытрезвители ежедневно попадали десятки тысяч человек, а 1,5 миллиона человек на момент начала кампании проходили принудительное лечение. За последние два десятилетия потребление алкоголя увеличилось в 4 раза. 2/3 всех преступлений в стране совершались в пьяном виде.

Добавьте описание
Добавьте описание

Для продвижения «сухого закона» использовались административные и пропагандистские меры:

  • Алкоголь теперь продавали далеко не везде и только строго в определенные часы.
  • Резко увеличились штрафы за распитие спиртных напитков в общественных местах и на производстве.
  • Проводили показательные безалкогольные свадьбы.
  • Даже убирали сцены застолья из старых кинофильмов. *Из фильма «Покровские ворота» вырезали все сцены с выпивкой и пьяные выкрики Велюрова. А «Иронию судьбы» на несколько лет положили на полку, потому что резать его не имело смысла, весь фильм — сплошная пропаганда пьянства.

Антиалкогольная кампания дала противоречивые результаты:

  • По официальной статистике пить алкоголь стали меньше. Существенно снизилась преступность и сократилось количество смертей.
  • Но возросло количество производимого подпольно самогона и некачественных суррогатов, которые делали из одеколона. По оценкам МВД СССР от отравления этими суррогатами погибло 11 тыс. человек. Начали развиваться наркомания и токсикомания.
  • Серьезный удар кампания нанесла по экономике. Бюджет недополучил около 25 миллиардов рублей, что в тех условиях было критически много.
  • Массово вырубили виноградники в Молдове, Грузии и Крыму. Впоследствии на их восстановление пришлось выделить дополнительные средства.
  • Введение ограничений повлекло за собой огромные очереди в винных магазинах, давку и драки. Бутылка водки превратилась в валюту, который можно дать взятку гаишнику или расплатиться с сантехником.

Все это не способствовало любви граждан к Горбачеву. Под давлением общественности меры свернули к 1988 году. Антиалкогольная кампания и по сей день остается одной из противоречивых политик тех времен. Одни ее оценивают очень негативно.

-2

По оценке Европейского банка реконструкции и развития ООН горбачевский «сухой закон» положительно повлиял на ожидаемую продолжительность жизни мужчин в СССР и в последующем в России. Это произошло из за того, что в тот короткий период отсутствовал легкий доступ к легальной выпивке, и молодое поколение стало пить меньше. А если и пить, то менее крепкие напитки, к которым доступ был проще.

Хоть антиалкогольная кампания и оказалась неудачной с политической точки зрения, она достигла целей, которые перед собой ставили. Но определить это удалось сильно позже.

Друзья, в следующей статье продолжим разбирать «Перестройку», рассмотрим политику гласности и многое другое. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Это статья из цикла:

Поддержите автора лайком, подпиской или донатом, это очень поможет развитию канала!