Найти тему
Думающая история

Суеверия моряков

Оглавление

На протяжении сотен лет моряки, сталкиваясь в море с большими опасностями, полагались на суеверия, приметы и удачу. Эти суеверия давали морякам чувства контроля и защищенности, когда они смело бороздили непредсказуемые океанские просторы.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети
Изображение сгенерировано при помощи нейросети

Защита от непогоды

Моряки верили, что свист на борту принесет плохую погоду. Говорили, что он бросает вызов ветру и усиливает его, что может вызвать шторм на море. Некоторые также считали, что хлопки по борту вызовут раскаты грома, а бросание камней в море вызовет большие волны. Чтобы защитить свою лодку от штормов и других напастей, моряки иногда прибивали подкову к мачте корабля.

Не брать бананы на борт

Существует множество суеверий относительно того, что нельзя брать с собой на борт судна. Наиболее распространенное из них зародилось в 1700-х годах. Рыбаки верили, что путешествие с бананами на борту принесет неудачу: судно пропадет без вести, рыбаки не поймают рыбы или заболеют.

Возникновение суеверия могло быть связано с тем, что бананы довольно быстро зреют, поэтому корабли, перевозящие бананы, не должны были задерживаться в пути, а поэтому и поймать рыбу не удастся.

Бананы также выделяют газообразный этилен, который приводит к быстрому созреванию и порче других фруктов, что могло привести к убыткам.

Кроме этого в ящиках с бананами могли спрятаться ядовитые пауки, укусы которых приводили моряков к внезапной смерти.

Что нельзя делать на борту?

Были и совсем нелепые приметы. Например, чихание при отплытии на левом борту считалось признаком предстоящего кораблекрушения, а чихание на правом сулило удачу в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать своего чиха, он был обязан бросать любую работу и бегом мчаться на правый борт. В противном случае бедолага мог нарваться на кулаки собственных товарищей.

Как вы лодку назовете, так она и поплывет

Моряки верили, что переименование судна является плохой приметой: изменение названия без уведомления Нептуна, бога моря, может навлечь его гнев. В соответствии с суеверием, была разработана церемония отмены наименования и нового крещения плавучего средства.

Первое описание крещения корабля обнаружено в египетских папирусах. Оно относится к 2100 году до н.э. Считалось, что необходимо задобрить богов, принеся в жертву человека.

Финикийцы и народы Востока кропили борта судна кровью только что заколотых девушек-рабынь.

Викинги при спуске своих кораблей в качестве жертвоприношения использовали невольников, которых укладывали под килем.

На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких человек бросали за борт на съедение акулам.

Римляне при спуске на воду своих судов приносили в жертву взятых в плен пиратов. Греки же использовали для обряда крещения кровь молодых баранов.

В Средневековье неизменным атрибутом обряда считалось вино. В Англии в эпоху Тюдоров (1485–1603) обряд крещения обставлялся весьма пышно. Королевские сановники произносили тосты за благополучие корабля, а самому высокопоставленному гостю преподносили вино в золотом кубке, который затем выбрасывали за борт.

Когда выйти в море?

Некоторые суеверные моряки избегают выходить в море в определенные дни.

Плохим днем для плавания считалась пятница, потому что в этот день был распят Иисус. Неудачным днем был и четверг, потому что это день Тора, бога грома и штормов. Самые суеверные моряки выходили в море только в воскресенье.

Суеверны ли моряки ХХI века?

Чтобы привлечь удачу, некоторые современные моряки плюют в море перед отплытием или перед долгим путешествием разливают вино на палубе, чтобы привлечь удачу. Многие моряки поднимаются на борт правой ногой, так как наступать левой считается плохой приметой!

Сейчас в некоторых странах при спуске корабля на воду разбивают бутылки с разными жидкостями: о борт танкера с керосином, транспорта для перевозки фруктов – с ананасовым соком, ледокола – с водой Ледовитого океана, а траулера – пузырёк с рыбьим жиром.

Использованная литература

Морские суеверия и приметы. Часть 4.

Sailing traditions and superstitions - King Point Marina