На протяжении сотен лет моряки, сталкиваясь в море с большими опасностями, полагались на суеверия, приметы и удачу. Эти суеверия давали морякам чувства контроля и защищенности, когда они смело бороздили непредсказуемые океанские просторы.
Защита от непогоды
Моряки верили, что свист на борту принесет плохую погоду. Говорили, что он бросает вызов ветру и усиливает его, что может вызвать шторм на море. Некоторые также считали, что хлопки по борту вызовут раскаты грома, а бросание камней в море вызовет большие волны. Чтобы защитить свою лодку от штормов и других напастей, моряки иногда прибивали подкову к мачте корабля.
Не брать бананы на борт
Существует множество суеверий относительно того, что нельзя брать с собой на борт судна. Наиболее распространенное из них зародилось в 1700-х годах. Рыбаки верили, что путешествие с бананами на борту принесет неудачу: судно пропадет без вести, рыбаки не поймают рыбы или заболеют.
Возникновение суеверия могло быть связано с тем, что бананы довольно быстро зреют, поэтому корабли, перевозящие бананы, не должны были задерживаться в пути, а поэтому и поймать рыбу не удастся.
Бананы также выделяют газообразный этилен, который приводит к быстрому созреванию и порче других фруктов, что могло привести к убыткам.
Кроме этого в ящиках с бананами могли спрятаться ядовитые пауки, укусы которых приводили моряков к внезапной смерти.
Что нельзя делать на борту?
Были и совсем нелепые приметы. Например, чихание при отплытии на левом борту считалось признаком предстоящего кораблекрушения, а чихание на правом сулило удачу в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать своего чиха, он был обязан бросать любую работу и бегом мчаться на правый борт. В противном случае бедолага мог нарваться на кулаки собственных товарищей.
Как вы лодку назовете, так она и поплывет
Моряки верили, что переименование судна является плохой приметой: изменение названия без уведомления Нептуна, бога моря, может навлечь его гнев. В соответствии с суеверием, была разработана церемония отмены наименования и нового крещения плавучего средства.
Первое описание крещения корабля обнаружено в египетских папирусах. Оно относится к 2100 году до н.э. Считалось, что необходимо задобрить богов, принеся в жертву человека.
Финикийцы и народы Востока кропили борта судна кровью только что заколотых девушек-рабынь.
Викинги при спуске своих кораблей в качестве жертвоприношения использовали невольников, которых укладывали под килем.
На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких человек бросали за борт на съедение акулам.
Римляне при спуске на воду своих судов приносили в жертву взятых в плен пиратов. Греки же использовали для обряда крещения кровь молодых баранов.
В Средневековье неизменным атрибутом обряда считалось вино. В Англии в эпоху Тюдоров (1485–1603) обряд крещения обставлялся весьма пышно. Королевские сановники произносили тосты за благополучие корабля, а самому высокопоставленному гостю преподносили вино в золотом кубке, который затем выбрасывали за борт.
Когда выйти в море?
Некоторые суеверные моряки избегают выходить в море в определенные дни.
Плохим днем для плавания считалась пятница, потому что в этот день был распят Иисус. Неудачным днем был и четверг, потому что это день Тора, бога грома и штормов. Самые суеверные моряки выходили в море только в воскресенье.
Суеверны ли моряки ХХI века?
Чтобы привлечь удачу, некоторые современные моряки плюют в море перед отплытием или перед долгим путешествием разливают вино на палубе, чтобы привлечь удачу. Многие моряки поднимаются на борт правой ногой, так как наступать левой считается плохой приметой!
Сейчас в некоторых странах при спуске корабля на воду разбивают бутылки с разными жидкостями: о борт танкера с керосином, транспорта для перевозки фруктов – с ананасовым соком, ледокола – с водой Ледовитого океана, а траулера – пузырёк с рыбьим жиром.