Найти тему
ЭТП ГПБ. Эксперты

Антон Курбатов, ЭТП ГПБ: «Малые закупки не нуждаются в дополнительном регулировании»

Министерство финансов РФ разрабатывает проект концепции совершенствования госзакупок малого объема на период до 2027 года, который предусматривает появление новых инструментов регулирования закупок малого объема (ЗМО). 

"В настоящее время указанная концепция находится в стадии разработки, - отметили в пресс-службе Минфина. - В рамках проекта концепции предусматривается вопрос урегулирования механизма закупок малых объемов, в отношении которого правовое регулирование на текущий момент не осуществляется. В частности, речь идет об использовании так называемых "электронных магазинов" при закупках в соответствии с положениями 44-ФЗ (закон "О контрактной системе"). Итоговая информация будет представлена только после утверждения концепции и принятия нормативных правовых актов в рамках ее реализации с учетом позиций заинтересованных органов и организаций".

Источники в министерстве также рассказали, что сейчас документ предусматривает проведение отбора электронных магазинов, с использованием которых будут проводиться ЗМО, обязательное размещение информации о проведении ЗМО в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. 

ЗМО будут осуществляться посредством автоматического отбора наилучшего по цене предложения поставщика среди всех предложений, предварительно размещенных поставщиками во всех электронных магазинах. Помимо этого, в проекте концепции оговаривается заключение контракта по ЗМО в ЕИС.

«Сейчас закупки малого объема проходят в рамках 44-ФЗ как закупки у единственного поставщика и по сути представлены в двух видах, – рассказывает заместитель генерального директора ЭТП ГПБ Антон Курбатов. – Один - закупки до 600 тыс. рублей, которые могут проводиться как в электронной форме, так и в бумажной, вплоть до покупки необходимого товара в магазине. Другой - так называемые закупки с полки или "электронный магазин" - объем таких закупок ограничен 5 млн рублей, они проводятся только на ЭТП для госзакупок. Многие субъекты РФ самостоятельно регламентируют процессы ЗМО своих госзаказчиков и требуют проведения ими таких закупок с использованием региональных электронных магазинов".

При этом, по мнению Минфина, электронные магазины проявили себя востребованной формой проведения госзакупок, и поэтому министерство намерено переквалифицировать их в конкурентные способы закупок.

"Договорились на уровне ЕЭК, что включим в протокол, который регулирует закупки, электронные магазины - введем их в правовое поле, - говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров осенью прошлого года. - Мы пошли на то, чтобы расширить действие электронных магазинов, которые работают при ЭТП".

При этом он отмечал, что в протоколе ЕАЭС прописано, что страны союза ограничивают использование в госзакупках форматов закупок у единственного поставщика. А электронные магазины формально относятся к числу закупок у едпоставщика, хотя фактически, по оценке Минфина, являются одним из наиболее конкурентных способов.

"В итоге договорились включить в число конкурентных способов, описать на уровне базовых принципов работу электронных магазинов, - говорил он. - Как только это пойдет в договор (о ЕАЭС - ИФ), то нам потребуются совсем незначительные изменения - по факту у нас такие электронные магазины существуют, а в других странах ЕАЭС еще нет. Эта важная новая история, которая позволит применять электронные магазины там, где есть каталоги, стандартизированная продукция".

Участники рынка со стороны ЭТП восприняли инициативу настороженно. В частности, по мнению Антона Курбатова, сегмент ЗМО не нуждается в изменениях с точки зрения законодательства. Как отметил Курбатов, реализация предлагаемых новаций приведет к исчезновению главных преимуществ ЗМО - скорости определения поставщика и отсутствия обременений, связанных с ЕИС.

Также Курбатов подчеркнул, что поставщики в ЗМО на 80% отличаются от поставщиков в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

"Для поставщиков ЗМО важен низкий порог входа на рынок электронных закупок, - сказал Курбатов. - Если все свести к поставщикам, зарегистрированным в ЕРУЗе (Единый реестр участников закупок), то пострадают не только заказчики, которые осуществляют быстрые закупки, но и поставщики - региональные производители, субъекты МСП, для которых магазин источник устойчивого и регулярного спроса".

По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", в прошлом году госзаказчики провели в электронной форме 1,4 млн закупок малого объема. Из них 728 тыс. было осуществлено с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка" (этот агрегатор при проведении ЗМО в электронной форме в обязательном порядке должны использовать госзаказчики федерального уровня), 411 тыс. - "Портала поставщиков" Москвы, более 200 тыс. - ЭТП для госзакупок.

По данным Минфина, в I-III кварталах прошлого года число контрактов, заключенных по результатам закупок в "электронных магазинах" выросло в 40 раз. Если за 9 месяцев 2022 года было оформлено всего 250 таких контрактов на 400 млн рублей, то в 2023 году через "электронные магазины" прошло 10,2 тыс. контрактов на 3,8 млрд рублей.

Как сообщалось, летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП - восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП ("Росэторг"), "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ" ("Сбер А"), "Электронные торговые системы", ГУП "Агентство по госзаказу РТ" и "Российский аукционный дом", а также "ТЭК-Торг" и ЭТП ГПБ ("Электронная торговая площадка Газпромбанка").

На этих площадках в обязательном порядке проводятся все госзакупки и часть закупок госкомпаний (закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства). В 2022 году на эти ЭТП были переведены различные виды торгов госимуществом.