Найти в Дзене

КАК ОТУЧИТЬ МАЛЫША ОТ УКАЧИВАНИЙ?

Как мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство? «Я никогда не буду спать совместным сном с малышом!» «Никаких мультиков и сладостей до 5 лет!» «Укачивать никогда не буду!» Кстати, о последнем часто зарекаются родители второго, третьего и последующих детей – те, кто уже намучился с укачиваниями. Мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство, как безоблачное – качать не буду, спать ребенок будет в своей кроватке, я буду успевать работать, заниматься спортом, уютом в доме, буду готовить вкусные завтраки и найду в декрете еще какое-нибудь хобби… А на деле выходит частенько что-то примерно такое: Давайте сегодня поразмышляем о том, можно ли приучить/не приучить ребенка к укачиваниям? Или же эта практика ухода за малышами неизбежна? Во-первых, хочется поговорить о физиологии. Мы можем предположить, что укачивания – это такая практика, к которой, условно говоря, ребенок уже приучен сразу. Вестибулярные ядра формируются у плода уже в 9 недель беременно
Оглавление

Как мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство?

«Я никогда не буду спать совместным сном с малышом!»
«Никаких мультиков и сладостей до 5 лет!»
«Укачивать никогда не буду!»

Кстати, о последнем часто зарекаются родители второго, третьего и последующих детей – те, кто уже намучился с укачиваниями.

Мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство, как безоблачное – качать не буду, спать ребенок будет в своей кроватке, я буду успевать работать, заниматься спортом, уютом в доме, буду готовить вкусные завтраки и найду в декрете еще какое-нибудь хобби…

-2

А на деле выходит частенько что-то примерно такое:

-3

Давайте сегодня поразмышляем о том, можно ли приучить/не приучить ребенка к укачиваниям? Или же эта практика ухода за малышами неизбежна?

Во-первых, хочется поговорить о физиологии.

Мы можем предположить, что укачивания – это такая практика, к которой, условно говоря, ребенок уже приучен сразу. Вестибулярные ядра формируются у плода уже в 9 недель беременности, а начинают функционировать в 10-11 недель. Первые ощущения, прикосновения, укачивания ребенок ощущает уже внутриутробно на 10-11 неделе беременности. Хотим мы того или не хотим, будем ли мы как-то специально к этому «приучать» или «не приучать»: укачивания - это в любом случае то, что ребенок эволюционно ожидает от родителей. Это часть отношений, часть привязанности, часть практик ухода за ребенком.

-4

Во-вторых. Если говорить про формирование привычек, про ассоциации на засыпание и все такое.

Кора головного мозга, отвечающая за привычки, за формирование логических цепочек, за какие-то ассоциации в маленьком возрасте ребенка еще не сформирована. В первые годы жизни ребенку только предстоит развить все эти способности.

-5

Ниже иллюстрация, которая показывает результаты интересного исследования касаемо чувствительности различных сенсорных систем малыша. Они развиваются постепенно. И это говорит нам о существовании разных потребностей. Не привычек, а именно потребностей у детей. В разном возрасте у одного и того же ребенка разные особенности. Если наш малыш весь первый год провел в подгузниках и не умел ходить – это не значит, что он всю свою жизнь так же и проживет. Просто на первом году жизни у крохи были именно такие возможности и именно такие потребности. Невозможно к этому приучить или не приучить.

-6

Вот маленький малыш родился, и он общается с родителями в основном с помощью осязания, тактильных ощущений. Далее через несколько недель подключается уже и слух, далее через еще какое-то время подключается еще и зрение.

Более наглядно на примере зрения:

-7

Так же можно сказать и про укачивания. Ношение на руках, укачивание – это часть нашего общения с ребенком. А идеи о том, что приучить ребенка к рукам, приучить к груди, приучить к заботе это якобы плохо – чаще всего, к сожалению, мы слышим от старшего поколения. И возможно, кто-то передает эти мысли из уст в уста, из поколения другому поколению из самых добрых побуждений, просто потому, что другой информацией, к сожалению, они и не владеют.

Я хотела бы здесь привести несколько цифр.

Ниже кадры из фильма «Джон» 1969 года.

-8

В фильме изображены первые попытки изучать теорию привязанности. В этом фильме малыша Джона, которому 1,5 года, помещают на 9 дней в дом ребенка на время пока мама находится в роддоме со вторым малышом. Все эти 9 дней за ребенком наблюдали, наблюдали за тем, что с ним происходит, фиксировали на видео. В эти дни иногда ребенка навещал отец. В начале этого эксперимента никто и не предполагал, как разлука с близкими повлияет на малыша. Фильм рассказывает о значении привязанности на психофизиологическое развитие ребенка.

Теория привязанности началась с Д. Боулби, он был одним из первых, кто понял, что для ребенка жизненно необходима привязанность, отношения со взрослым, который о нем заботиться. Не просто еда, питье, условия жизни, дом, игрушки и гигиена, а еще и отношения. И что эти отношения в чем-то должны проявляться. Все эти идеи он формулировал в своих работах «Привязанность» (1969 год), «Разделение» (1973 год), «Утрата» (1980 год). Эти работы и дали начало теории привязанности. То есть всего примерно 55 лет назад. Не так давно!

Для сравнения. Даже первая пустышка (похожая именно на современный вариант) была запатентована намного раньше в 1900 году как «детский утешитель».

Получается, мы пока мало что знаем об отношениях с детьми, о привязанности. Возможно, отсюда и все эти идеи «не приучай к рукам», «не приучай к груди и укачиваниям», «избалуешь вниманием».

В разных культурах укачивания в разных вариантах практиковались как способ укладывания и ухода за детьми. Например, люлька, зыбка на Руси, например, люлька-ага, которая используется до сих пор в некоторых народах чеченской республики.

-9

Снова вернусь к физиологии. Предлагаю обсудить, поразмышлять, насколько физиологичны эти идеи «приучать/ не приучать к рукам» с точки зрения биологии, с точки зрения того, как в принципе мы, наше тело устроено.

Вестибулярный аппарат – это довольно сложная штука.

-10
  • Во-первых, это парный орган.
  • Во-вторых, он состоит из 2 сложных структур: полукружных каналов и отолитовых органов.
  • А в-третьих, каждая из этих структур еще состоит из нескольких частей. Полукружные каналы обеспечивают равновесие, считывают движения и изменение положения тела в 3-х плоскостях пространства. А отолитовые органы состоят из 2-х мешочков (перепончатый и сферический) и этот орган отвечает за другие движения в 2 плоскостях.

Рецепторы вестибулярной системы – одни из самых чувствительных в нашем теле. Они не адаптируются. Т.е. они постоянно принимают информацию о положении тела в пространстве, мозг непрерывно анализирует эту информацию, потому что постоянно в каждый момент времени нужно реагировать на эту информацию и принимать решение о реакции.

Я сделала бы такой вывод: если ребенка нужно укачивать – это не привычка, а проявление какой-то потребности ребенка в моменте.

Часто родители рассказывают такие истории — что у ребенка регулярно что-то меняется. В первый месяц засыпал на груди, и было так удобно, потом условно через месяц его приходится качать-носить на ручках, ходя по комнате, потом еще через месяц-два, на груди вообще не засыпает, нужно качать интенсивно, например, на фитболе. Потом ребенок подрос и ему уже не удобно, не нравится лежать на руках у родителей горизонтально, он весь выгибается, и прежние укачивания уже не работают, а в коляске вообще перестал засыпать и .д. То есть это не какая-то привычка, а именно проявление потребностей малыша, которые, похоже нам важно чутко считать, понять, что нам ребенок сообщает языком своего тела.

-11

Если Вы замечаете, что в каждое укладывание ребенка приходится качать, интенсивно, долго, и это приносит дискомфорт всем участникам укладывания – я думаю, что здесь важно проанализировать,

  • вовремя ли мы начинаем укладывания? Возможно, ребенок уже очень устал, и мы поздновато переходим от бодрствования к отдыху.
  • Возможно, напротив – ребенок недостаточно устал за бодрствование, давления сна ему не хватает, чтобы спокойно и быстро расслабиться и уснуть.
  • Возможно, ему не хватает некого перехода от активности с расслаблению и ко сну, к засыпанию? Невозможно моментально вырубиться за несколько минут, если еще буквально 10 минут назад малыш играл, резвился. Возможно, не хватает «замедления» перед сном, и укачивания берут на себя эту функцию – сначала восполняют недостаточное расслабление, а только потом ребенок уже непосредственно засыпает.
  • Возможно, ребенку не хватает физической вестибулярной нагрузки в бодрствование, и он потом «добирает» нужное ему во время укладываний?
  • Возможно, малыша что-то тревожит физически (холодно/ жарко/ душно/ он голодный/ неудобная одежда/ неприятные запахи), и ему нужно оооочень много помощи в момент засыпания (поэтому и приходится так интенсивно качать, чтобы успокоить малыша и уложить его спать).
Отзыв
Отзыв

В общем, истинные причины – могут на деле оказаться разнообразными. Но если наш взгляд замылен идеями «приучили к рукам, нужно отучать», то эти истинные причины мы можем вообще даже и не разглядеть. Укачивания уберем, но вот улучшения картины сна, к сожалению, в итоге не получим.

Закончить эту тему хочу ссылкой на интересное исследование, где изучали влияние стимуляции вестибулярной системы на уровень стресса, на уровень серотонина.

-13

Возможно, не зря говорят, что движение это жизнь. Особенно для детей. Стимуляция вестибулярной системы в бодрствование, не только в момент засыпания, а еще и в целом в течение дня, стимуляция проприоцептивной, тактильной систем – очень важна для детей и зачастую очень сильно влияет на качество сна малышей.