- Давайте сегодня поразмышляем о том, можно ли приучить/не приучить ребенка к укачиваниям? Или же эта практика ухода за малышами неизбежна?
- Я сделала бы такой вывод: если ребенка нужно укачивать – это не привычка, а проявление какой-то потребности ребенка в моменте.
- В общем, истинные причины – могут на деле оказаться разнообразными. Но если наш взгляд замылен идеями «приучили к рукам, нужно отучать», то эти истинные причины мы можем вообще даже и не разглядеть. Укачивания уберем, но вот улучшения картины сна, к сожалению, в итоге не получим.
Как мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство?
«Я никогда не буду спать совместным сном с малышом!»
«Никаких мультиков и сладостей до 5 лет!»
«Укачивать никогда не буду!»
Кстати, о последнем часто зарекаются родители второго, третьего и последующих детей – те, кто уже намучился с укачиваниями.
Мы, родители, часто представляем себе наше будущее родительство, как безоблачное – качать не буду, спать ребенок будет в своей кроватке, я буду успевать работать, заниматься спортом, уютом в доме, буду готовить вкусные завтраки и найду в декрете еще какое-нибудь хобби…
А на деле выходит частенько что-то примерно такое:
Давайте сегодня поразмышляем о том, можно ли приучить/не приучить ребенка к укачиваниям? Или же эта практика ухода за малышами неизбежна?
Во-первых, хочется поговорить о физиологии.
Мы можем предположить, что укачивания – это такая практика, к которой, условно говоря, ребенок уже приучен сразу. Вестибулярные ядра формируются у плода уже в 9 недель беременности, а начинают функционировать в 10-11 недель. Первые ощущения, прикосновения, укачивания ребенок ощущает уже внутриутробно на 10-11 неделе беременности. Хотим мы того или не хотим, будем ли мы как-то специально к этому «приучать» или «не приучать»: укачивания - это в любом случае то, что ребенок эволюционно ожидает от родителей. Это часть отношений, часть привязанности, часть практик ухода за ребенком.
Во-вторых. Если говорить про формирование привычек, про ассоциации на засыпание и все такое.
Кора головного мозга, отвечающая за привычки, за формирование логических цепочек, за какие-то ассоциации в маленьком возрасте ребенка еще не сформирована. В первые годы жизни ребенку только предстоит развить все эти способности.
Ниже иллюстрация, которая показывает результаты интересного исследования касаемо чувствительности различных сенсорных систем малыша. Они развиваются постепенно. И это говорит нам о существовании разных потребностей. Не привычек, а именно потребностей у детей. В разном возрасте у одного и того же ребенка разные особенности. Если наш малыш весь первый год провел в подгузниках и не умел ходить – это не значит, что он всю свою жизнь так же и проживет. Просто на первом году жизни у крохи были именно такие возможности и именно такие потребности. Невозможно к этому приучить или не приучить.
Вот маленький малыш родился, и он общается с родителями в основном с помощью осязания, тактильных ощущений. Далее через несколько недель подключается уже и слух, далее через еще какое-то время подключается еще и зрение.
Более наглядно на примере зрения:
Так же можно сказать и про укачивания. Ношение на руках, укачивание – это часть нашего общения с ребенком. А идеи о том, что приучить ребенка к рукам, приучить к груди, приучить к заботе это якобы плохо – чаще всего, к сожалению, мы слышим от старшего поколения. И возможно, кто-то передает эти мысли из уст в уста, из поколения другому поколению из самых добрых побуждений, просто потому, что другой информацией, к сожалению, они и не владеют.
Я хотела бы здесь привести несколько цифр.
Ниже кадры из фильма «Джон» 1969 года.
В фильме изображены первые попытки изучать теорию привязанности. В этом фильме малыша Джона, которому 1,5 года, помещают на 9 дней в дом ребенка на время пока мама находится в роддоме со вторым малышом. Все эти 9 дней за ребенком наблюдали, наблюдали за тем, что с ним происходит, фиксировали на видео. В эти дни иногда ребенка навещал отец. В начале этого эксперимента никто и не предполагал, как разлука с близкими повлияет на малыша. Фильм рассказывает о значении привязанности на психофизиологическое развитие ребенка.
Теория привязанности началась с Д. Боулби, он был одним из первых, кто понял, что для ребенка жизненно необходима привязанность, отношения со взрослым, который о нем заботиться. Не просто еда, питье, условия жизни, дом, игрушки и гигиена, а еще и отношения. И что эти отношения в чем-то должны проявляться. Все эти идеи он формулировал в своих работах «Привязанность» (1969 год), «Разделение» (1973 год), «Утрата» (1980 год). Эти работы и дали начало теории привязанности. То есть всего примерно 55 лет назад. Не так давно!
Для сравнения. Даже первая пустышка (похожая именно на современный вариант) была запатентована намного раньше в 1900 году как «детский утешитель».
Получается, мы пока мало что знаем об отношениях с детьми, о привязанности. Возможно, отсюда и все эти идеи «не приучай к рукам», «не приучай к груди и укачиваниям», «избалуешь вниманием».
В разных культурах укачивания в разных вариантах практиковались как способ укладывания и ухода за детьми. Например, люлька, зыбка на Руси, например, люлька-ага, которая используется до сих пор в некоторых народах чеченской республики.
Снова вернусь к физиологии. Предлагаю обсудить, поразмышлять, насколько физиологичны эти идеи «приучать/ не приучать к рукам» с точки зрения биологии, с точки зрения того, как в принципе мы, наше тело устроено.
Вестибулярный аппарат – это довольно сложная штука.
- Во-первых, это парный орган.
- Во-вторых, он состоит из 2 сложных структур: полукружных каналов и отолитовых органов.
- А в-третьих, каждая из этих структур еще состоит из нескольких частей. Полукружные каналы обеспечивают равновесие, считывают движения и изменение положения тела в 3-х плоскостях пространства. А отолитовые органы состоят из 2-х мешочков (перепончатый и сферический) и этот орган отвечает за другие движения в 2 плоскостях.
Рецепторы вестибулярной системы – одни из самых чувствительных в нашем теле. Они не адаптируются. Т.е. они постоянно принимают информацию о положении тела в пространстве, мозг непрерывно анализирует эту информацию, потому что постоянно в каждый момент времени нужно реагировать на эту информацию и принимать решение о реакции.
Я сделала бы такой вывод: если ребенка нужно укачивать – это не привычка, а проявление какой-то потребности ребенка в моменте.
Часто родители рассказывают такие истории — что у ребенка регулярно что-то меняется. В первый месяц засыпал на груди, и было так удобно, потом условно через месяц его приходится качать-носить на ручках, ходя по комнате, потом еще через месяц-два, на груди вообще не засыпает, нужно качать интенсивно, например, на фитболе. Потом ребенок подрос и ему уже не удобно, не нравится лежать на руках у родителей горизонтально, он весь выгибается, и прежние укачивания уже не работают, а в коляске вообще перестал засыпать и .д. То есть это не какая-то привычка, а именно проявление потребностей малыша, которые, похоже нам важно чутко считать, понять, что нам ребенок сообщает языком своего тела.
Если Вы замечаете, что в каждое укладывание ребенка приходится качать, интенсивно, долго, и это приносит дискомфорт всем участникам укладывания – я думаю, что здесь важно проанализировать,
- вовремя ли мы начинаем укладывания? Возможно, ребенок уже очень устал, и мы поздновато переходим от бодрствования к отдыху.
- Возможно, напротив – ребенок недостаточно устал за бодрствование, давления сна ему не хватает, чтобы спокойно и быстро расслабиться и уснуть.
- Возможно, ему не хватает некого перехода от активности с расслаблению и ко сну, к засыпанию? Невозможно моментально вырубиться за несколько минут, если еще буквально 10 минут назад малыш играл, резвился. Возможно, не хватает «замедления» перед сном, и укачивания берут на себя эту функцию – сначала восполняют недостаточное расслабление, а только потом ребенок уже непосредственно засыпает.
- Возможно, ребенку не хватает физической вестибулярной нагрузки в бодрствование, и он потом «добирает» нужное ему во время укладываний?
- Возможно, малыша что-то тревожит физически (холодно/ жарко/ душно/ он голодный/ неудобная одежда/ неприятные запахи), и ему нужно оооочень много помощи в момент засыпания (поэтому и приходится так интенсивно качать, чтобы успокоить малыша и уложить его спать).
В общем, истинные причины – могут на деле оказаться разнообразными. Но если наш взгляд замылен идеями «приучили к рукам, нужно отучать», то эти истинные причины мы можем вообще даже и не разглядеть. Укачивания уберем, но вот улучшения картины сна, к сожалению, в итоге не получим.
Закончить эту тему хочу ссылкой на интересное исследование, где изучали влияние стимуляции вестибулярной системы на уровень стресса, на уровень серотонина.
Возможно, не зря говорят, что движение это жизнь. Особенно для детей. Стимуляция вестибулярной системы в бодрствование, не только в момент засыпания, а еще и в целом в течение дня, стимуляция проприоцептивной, тактильной систем – очень важна для детей и зачастую очень сильно влияет на качество сна малышей.