Найти тему
44 плюс

Подростки и дети, 1941 - 1945. Воспоминания...

Книга "Подростки в военное лихолетье. Архангельск, 1941-1945" издательства "Новодвинка" в рамках реализации государственной программы Архангельской области "Патриотическое воспитание". 2015 год.

В воспоминаниях двух братьев, детство которых пришлось на предвоенные годы и Великую Отечественную войну, живым языком рассказывается от том как выживали архангелогородцы в голодные годы под немецкими бомбами.

Книга состоит из обращения к читателю, предисловия авторов воспоминаний и четырнадцати глав: 1. Предвоенные годы 2. Начало войны 3. В деревне
4. Бомбежки 5. Ребята нашего двора 6. Как мы ловили рыбу 7. Огород 8. Коза 9. Валенки 10.Дрова 11. Заработок 12. Проблема питания 13. Школа юнг
14. Техникум.

Из главы "Начало войны"

22 Июня 1941 года. Этот день, который казался совершенно обычным, запомнился нам на всю жизнь – во всех малозначительных деталях, со всеми бытовыми мелочами. Мама с раннего утра затеяла стирку, а потом вывесила бельё на просушку. Было пасмурно пошел небольшой дождь. В 12 часов по радио выступил народный комиссар иностранных дел В.М.Молотов и мы услышали – фа.ши.сткая Германия объявила войну! Как будто в насмешку, после 12 часов стала улучшаться погода – солнце улыбалось нам сквозь тучи. Вечером приехал с рыбалки отец, привез полкузова рыбы. Оставил себе немного, а остальное отдал в столовую Таким был для нас первый день войны.

Сводки Совинформбюро не радовали. Мы, воспитанные в патриотическом духе, твердо верили, что «Красная Армия всех сильней», а наши войска отступали вглубь страны. Для нас это было полной неожиданностью.
Жизнь города изменилась. В парках, на берегу Двины, во дворах начали рыть блиндажи, бомбоубежища.

Владилен: Первый сигнал тревоги мы услышали примерно в середине июля. Население нашего дома и других окрестных домов укрылось в бомбоубежище. Я не чувствовал страха - напротив, мне было интересно, что же происходит там, на улице. Я стоял у дверей убежища и смотрел, как высоко-высоко в небе летит самолет. Вдруг примерно в 150 м от меня на футбольном поле раздался взрыв! Камни пролетели над головой, я едва успел прыгнуть в бомбоубежище. Потом я много думал об этом и решил, что тревога была учебной - саперы взорвали на стадионе фугас. Воя вражеской бомбы мы не слышали… Накануне я был на стадионе и видел, как военные что-то делали на футбольном поле. После бомбежки я опять ходил смотреть: там, где были военные, образовалась яма диаметром около 6 метров. Настоящие бомбежки начались в августе 1942 года.

Снабжение продовольствием становилось всё хуже. В сентябре ввели карточную систему выдачи хлеба: 400 г. – работающим, 300 г. – иждивенцам. По карточкам стали выдавать крупу,мясо, рыбу, масло и сахар. Детям, посещающим школу, дополнительно давали по 50 г. Хлеба, чайную ложку сахарного песка и немного чая. Через месяц населению стали выдавать только хлеб.

Чувство голода испытывали все. Особенно тяжело приходилось детям. Запомнилось два случая, которые были характерны для того времени.
Первый. Мы во дворе, сидим на скамейках, обсуждаем сообщения СовИнформБюро, говорим о своих проблемах. Вдруг из дом выходит мальчик. Ему года четыре. Он плачет и громко кричит: «Хочу хлеба!» Он всё повторяет эти слова, много раз… Мы притихли. Мы и сами недоедали, но голод переносили стойко.
Второй случай был такой: во дворе появился мальчик 11 лет. У него в руках большой кусок хлеба, который он начинает уплетать на наших глазах. И что характерно: ни один из его приятелей не подошел к нему и не попросил хотя бы корочку.
Через некоторое время город притих. На улицах почти не было видно мужчин. Жители старались уехать из Архангельска.
Даже И.В.Сталин в письме к премьер-министру Великобритании У.Черчиллю не скрывал, какая тяжелая сложилась обстановка на фронтах и как плохо обстоит дело со снабжением населения продовольствием. Впереди была суровая северная зима. Запасов еды у жителей города не было. Наши родители обычно на зиму заготавливали бочку квашеной капусты (около 40 кг), но в этот раз мы остались без этих припасов - отец в первые месяцы войны добровольно вступил в коммунистический батальон, сформированный из партийных активистов.

Владилен: Когда папу отправляли на фронт, всех бойцов и командиров построили на площади перед «Казармами восстания», где они давали присягу. Мы с мамой стояли среди провожающих. Младший брат Борис расплакался, его стали успокаивать… После присяги солдат и командиров посадили на машины и увезли на вокзал. Через день они прибыли на Волховский фронт. А мы всю войну, каждый день, начиная с 1942 года, ждали отца. Лежа в постели, прислушивались к звуку шагов всех, кто заходил в нашу коммунальную квартиру. Пытались на слух определить - не в нашу ли комнату направляется вошедший… Но отец приехал лишь в 1946 году, награжденный орденом и с четырьмя нашивками, свидетельствовавшими о полученных на войне тяжелых ранениях.

#ВеликаяОтечественнаяВойна

#Тыл

#Архангельск

#Дети