41 подписчик

Религиозно-растительная Таганка

923 прочитали

Ранняя весна и поздняя Пасха в этом году как никогда располагают к частым и долгим прогулкам по цветущей Москве и созерцанию пробуждающихся островков природы монастырей и подворий. Поэтому хочу пробежаться по родным и приятным мне местам вокруг Таганки, надеясь подкинуть кому-то пищу для исследования города, а кому-то просто напомнить о красоте вокруг.

Приведенные ниже места достаточно подробно описаны с исторической, культурной, архитектурной и религиозной сторон, так что сразу пройду по своим наблюдениям.

В своей голове я выделяю треугольник большой Таганки с вершинами у высотки на Котельнической, у м.Автозаводская и м.Римская, две из сторон которой ограничены Москвой-рекой и Яузой. Этот кусок "пиццы" можно отчетливо выделять на старых картах с XVIII века, а основные монастыри с еще более ранних времен, например, на карте возраста домов Москвы, откатив ползунок к XV-XVII векам.

Начну с одного из уютнейших мест не только Таганки, но и всего центра Москвы - Крутицкого подворья. Мое знакомство с этим местом началось больше 20 лет назад, когда с друзьями мы вываливались после концертов в соседнем здании на территорию подворья, поражаясь ощущению, что оказались в средневековье, булыжники брусчатки, неотреставрированная кирпичная кладка, деревянные дома, наличники, плодоносящий сад и несколько ракурсов с которых совершенно не видно современный город вокруг. Благодаря этому подворье часто занято съемочными группами, художниками, реконструкторами, доводящими атмосферу до полного отрыва от современности.

Уже став ботаником и гуляя в Крутицах меня приковывали к этому месту 2 других явления.

1. Единственное место в Москве, где я вижу свободно растущий плющ, зимующий, вечнозеленый и такой же декоративный, как и в южных широтах. Настолько непривычно, что мой мозг отказывается вписать его в облик города, где монополия лианы прочно закреплена за девичьим виноградом. Сейчас плющ можно увидеть, заглянув в зону реставрации, на стене современной кельи между храмом и садом.

2. Искусно формируемые и обрезаемые фруктовые деревья. Как оказалось - здесь не обошлось без биологов. Подробно и развернуто почитать, о трудах сотрудницы Главного ботанического сада Ларисе Крамаренко можно, например тут. А вкратце, Крутицы и Новоспасский монастырь, наряду с еще несколькими монастырями в трудные для науки 90е стали удобными площадками для селекционной работы: в отличие от брошенных ботанических садов 90х там была забота и охрана, а также благоприятный микроклимат. Л.А. Крамаренко перенесла на территорию Крутиц и Новоспасского коллекцию абрикосов и персиков профессора А.К.Скворцова, собранную в 50-70х годах прошлого века по окраинам СССР. Насегодня это в сухом остатке исчезающий труд по селекции обширного генофонда диких и редких сортов и форм в устойчивые и ценные сорта, на что в современной ботанике тратятся огромные финансовые или людские ресурсы.

Так зайдя на территорию Крутицкого подворья можно не только ощутить себя на пару столетий в прошлом, но и оценить цветущие персики и абрикосы, в августе - удивиться плодоносящему саду с увесистыми плодами, попробовать алычу, черемуху, боярышник и на минуту представить себя где-то на Кавказе или в Крыму у стены, оплетенной плющом.

В пяти минутах по берегу от Крутицкого подворья находится Новоспасский монастырь. Тоже на высоком берегу Москвы реки, тоже защищенный от ветра и вымерзания стенами. И здесь весной, летом и осенью также можно остановиться и насладиться разнообразием и буйством зелени. Абрикосы, персики, декоративные яблони - сейчас цветут, а в конце лета плодоносят. С южной стороны Преображенского собора старые виноградные лозы, а в сентябре спелые грозди. В северной части монастыря целая аллея из старых и высоких вишен в начале мая усыпаны цветами и устраивают снегопад из лепестков. Ну а в целом картина очень приятно приобретает южные ноты с обилием колоновидных туй и можжевельников, отсылая к кипарисам. Из нестандартного тут есть раскидистые орехи и пихты.

К югу от Крутиц и Новоспасского по реке находится не менее приятное место - Симонов монастырь, точнее его остатки. Территория встречает кованными воротами с розами оплетенные девичьим виноградом. Что бы оценить огородно-садовую составляющую монастыря лучше сходить на организованную экскурсию по территории. Но и просто зайдя с улицы можно полюбоваться обилием хвойных, первоцветов, перемежающих развалы надгробий собранных с уничтоженного заводом кладбища.

В стороне от монастыря, посреди бизнес центра Омега-плаза стоит церковь Рождества Богородицы, где захоронены герои Куликовской битвы богатыри Пересвет и Осляби, а нам она интересна богатым розарием, цветущим все лето и источающим нежные ароматы, подчеркивая удивительное стечение обстоятельств, когда островок культа оказывается уцелевшим посреди заводских цехов.

С другой стороны Таганки находится место, одним известное как музей Андрея Рублева, другим как Спасо-Андронников монастырь, мне же оно в первую очередь нравится тем, что в сквере перед монастырскими стенами уже лет 10 растут и здравствуют катальпы, или макаронные деревья, южные экзоты, совершенно несвойственные средней полосе, красиво цветущие, с огромными сердцевидными листьями и спускающими к концу лета длинные стручки.

В остальном — это место заслуживает как минимум похода в кафе на территории, со столиками на улице, в окружении мини-огорода с пряными травами, тыквами и многим другим. А главное с видом на самое древнее здание Москвы дожившее до наших дней - Спасский собор, окруженный широкой поляной представляющей из себя нетронутый косилками цветущий луг. Настоящее удовольствие для глаз и носа. Ну и еще одно приятное дополнение - сочетание толстенных старых скрученных стволов сирени с обрамляющими их увесистыми метелками сортовых крупных цветов, оставшиеся разве что в старых парках типа ВДНХ и ЦПКиО.

Еще одно растительно приятное место, неожиданно для меня, в достаточно коммерциализированном и потоковом месте - Покровском монастыре, где нонстопом происходит паломничество к мощам Матрены. Оказалось, что при этом в будни тут большой, ухоженный и достаточно уединенный сад.

Здесь к майским праздникам уже отцветают магнолии, но только собираются не менее экзотичные для Москвы рододендроны и азалии равномерно раскиданные по территории монастыря. Тут же море сирени, кедры, тенистые поляны с распускающимися улитками папоротников, яблони, вишни, а летом - чубушник (который называют жасмином) и многое другое.

Еще остановлюсь на паре мест в этой округе приятных глазу.

Церковь Симеона Столпника на Николоямской с запоминающимся и видным издалека куполом, с небольшой территорией, но очень зеленой, с обилием плетистых роз, цветущих все лето. А также с шикарной фотозоной на остановке около храма, оплетенной девичьим виноградом переползшим с соседнего здания.

Афонское подворье в самом начале Гончарной улицы, самое высокое место Швивой горки, откуда, если бы не высотка на Котельнической, открывался один из лучших видов на центр города. У меня здесь и правда возникают ассоциации с Грецией: много белого камня и побелки, много хвойников, пара старых дубов лет по двести и раскидистые маньчжурские орехи, внешне неотличимые от грецких.

Кстати, такие же раскидистые орехи растут на территории Сергиевской церкви, находящейся напротив Спасо-Андроникова монастыря.

В конце добавлю, что во всех местах встречаются либо котики, либо белки, либо все сразу, а также лавки с пирожками или кафе, то есть все составляющие приятной весенней или летней прогулки.

Ранняя весна и поздняя Пасха в этом году как никогда располагают к частым и долгим прогулкам по цветущей Москве и созерцанию пробуждающихся островков природы монастырей и подворий.-14