Найти тему
INFOX.ru

Пятая колонна стучит на барабанах: при чём тут Дмитрий Паньков?

Оглавление
   Причальные краны терминала НУТЭП, за контроль над которым продолжается серьёзная борьба
Причальные краны терминала НУТЭП, за контроль над которым продолжается серьёзная борьба

Российский рынок коммерческого компромата – чрезвычайно увлекательная поляна. Отделить тут ложь от правды не легче, чем Господу было разделять свет и тьму. Мы предлагаем вам свой взгляд на одну из актуальных ныне тем – о западных экономических диверсиях против российской логистики.

Логистика в России – больше, чем логистика. В самой большой стране мира, да ещё и с активнейшими экспортно-импортными операциями, бесперебойная работа транспорта – непременное условие не только коммерческих успехов, но и самого существования, целостности и суверенитета государства.

Любопытный текст опубликовало издание «Агентство политических новостей». Напомнив уже подзабытое массовое бегство из России топ-менеджеров в 2022 году, авторы выдвигают вполне резонное предположение о том, что далеко не вся «пятая колонна» честно и открыто покинула страну.

Некоторые остались здесь. Кто-то – потому что не сумел уехать (не нашёл занятия на чужбине, не смог продать активы и т.д.), а кто-то – потому что получил соответствующий приказ. Приказ от своих кураторов по ту сторону Балтийского моря или Атлантического океана.

В качестве такового журналисты АПН называют бывшего топ-менеджера группы компаний «Дело» Дмитрия Панькова. Источники их информации разнородны: если, скажем, грубый текст «Совершенно Секретно» вызывает только стыд за уровень неплохого некогда издания, то расследование FLB и лёгшая в его основу давняя статья «Инсайдера» (включён в список иноагентов) – это достаточно серьёзные расследования. Первоначальный материал, впрочем, признан «опасной или запрещенной к распространению в России информацией», поэтому мы не будем подсказывать, как и где его искать.

Основной тезис АПН таков: Паньков «годами занимался саботажем и вредительством в российской транспортной отрасли, в том числе, наверное, и в интересах британской разведки».

Обвинение, что и говорить, серьёзное. Дмитрий Александрович – топ-менеджер со стажем, судим не был, его нынешнее место работы и местонахождение нам неизвестны. Что же заставляет журналистов подозревать его в крайне серьёзных преступлениях?

Обвинение

Дмитрий Паньков – юрист по образованию. В транспортную сферу попал через своего друга Тимофея Телятника (FLB обзывает его иноагентом, но в соответствующем реестре Тимофей Константинович не значится). Телятник устроил Панькова в группу компаний «Дело», конкретно в ООО «Дело-Центр» – и вскоре руководство Группы сильно об этом пожалело.

ГК «Дело» – это один из крупнейших российских транспортно-логистических холдингов, основными активами которого являются два портовых терминала в Новороссийске, зерновой терминал КСК и контейнерный терминал НУТЭП.

Так вот, в ходе одного из судебных процессов на Кипре опытный юрист, по версии следствия, раскрыл определённые коммерческие тайны ГК «Дело». АПН пишет, что судебный процесс сорвал крупную сделку на $700 млн с дубайской DP World, после чего в отношении Панькова возбудили уголовное дело №123756 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 183 УК РФ (незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну). Ранее издание-иноагент писало о «700 миллионах рублей – 49% долей в уставном капитале компании ООО «НУТЭП», которые он в 2016 году хотел продать крупному портовому оператору DP World и фонду РФПИ, но не продал».

Чтение прессы того времени не оставляет сомнений – речь шла именно о долларах, то есть ущербе в 60–70 раз большем.

Бегство

Паньков тогда называл возбуждение дела против себя беспрецедентным давлением и запугиванием. Но давление и запугивание это происходило как-то странно: после ночного обыска «кровавый режим» избрал ему мерой пресечения подписку о невыезде, а когда в течение десяти дней обвинение так и не было предъявлено, Паньков совершенно законно, хотя и очень быстро, покинул страну, став одним из многочисленных беглецов от «экономической несвободы в России».

Обосновавшись на Туманном Альбионе, Паньков вполне мог жить почтенным эмигрантом: накопленных им средств должно было хватать на скромную, но достойную ренту. Однако в 2018 году он входит в «список Титова» и возвращается в ту самую страшную Россию, которая так его преследовала и запугивала. Не правда ли, странный выбор?

Возвращение

Что такого произошло в Лондоне, что менеджеру остро захотелось обратно к своим проблемам и уголовному делу (пусть даже с обещанной амнистией)? Журналисты АПН предполагают, что новому релоцированию тоже поспособствовали люди в погонах. Только уже совсем других – британской разведки МИ-6. «Они были впечатлены его талантом наносить ущерб транспортной отрасли России», – иронизируют авторы.

Каким образом он вновь оказался в ГК «Дело» – загадка. Видимо, сумел как-то договориться с руководством. На новом старом месте он плотно работал с главой купленного у РЖД «Трансконтейнера» Александром Исуриным и его заместителем Сергеем Мухиным. И вскоре, пишут АПН и FLB, была выявлена коррупционная схема по переводу грузопотоков с терминалов «Трансrонтейнера» на красноярские площадки прямых конкурентов из ГК «Фининвест», принадлежащей бывшему топ-менеджеру РЖД, бизнесмену грузино-абхазского происхождения Александру Кахидзе. Нам, однако, не удалось найти следа подобного уголовного дела, по которому «сроки получили лишь несколько рядовых сотрудников».

Также известно, у Кахидзе ранее работал некто Евгений Подгаецкий, предположительно гражданин Украины, который через Панькова перешёл в «Дело» и стал предлагать покупку и фрахт судов по завышенным тарифам, за что быстро отправился в отставку. По оценкам журналистов, ущерб от этой активности мог превышать 60 млн долларов.

Перестановки

В сентябре 2022 года Исурина перевели из «ТрансКонтейнера» руководить только что зарегистрированным в Дубае морским контейнерным оператором Mountain Air Shipping (MAS). На тот момент страна отчаянно нуждалась в новых логистических цепочках, взамен обрушенных Западом, и MAS была одной из немногих компаний, которая ещё возила грузы в Россию и из неё.

Тогда-то с подачи Панькова в ГК «Дело» и попал Евгений Подгаецкий. Впрочем, тандем проработал на этой ниве сравнительно недолго – к весне 2023 года менеджеров попросили на выход. Теперь с их «наследством» разбираются в ГК «Дело» и «ТрансКонтейнере» выходцы из «Росатома» – Екатерина Ляхова и Михаил Концерев соответственно.

В конечном итоге бо́льшая часть друзей собралась в структурах «Фининвеста» Александра Кахидзе. Исурин и Мухин до сих пор работают там. Долг компании недавно перевалил за 100 млрд рублей, и чем их отдавать – непонятно.

Дятел

Но Бог бы с ними, с коммерческими интересами. Российский бизнес никогда не был белым и пушистым, видали мы сюжеты и позакрученнее. Но есть ещё одно обстоятельство.

В высшем менеджменте российского транспортно-логистического комплекса завёлся некий весьма информированный джентльмен, который стучит о наших фирмах на Запад, как дятел на барабане. В режиме санкционной войны британцы благодарны за любые сведения, позволяющие «законно» включать в чёрные списки всё больше наших компаний. И некто им активно в этом помогает.

Означенный некто, например, передавал чувствительную информацию арестованным братьям Магомедовым – на основе этой информации были составлены материалы лондонского иска Магомедовых против ряда российских компаний, включая государственные «Росатом» и «Транснефть».

Один из сотрудников «Дела» (FLB предполагает, что Подгаецкий) «строчил письма-доносы всем партнерам холдинга, старательно разъясняя, что те имеют дело с российской компанией и российскими грузами». В конечном итоге под санкциями оказалось входящее в холдинг «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), которое планировало развивать перевозки по Северному морскому пути.

Благодаря приватной информации в санкционные SDN-списки в феврале 2024 года попал и транспортно-логистический центр «Электроугли» в Московской области, принадлежащий Кахидзе. АПН пишет, что после этого Кахидзе «натурально набил Подгаецкому морду и уволил». Не знаем, так ли это, мы свечку не держали (а жаль).

Гражданство

Также пишут, что у всех участников «группы Панькова», включая его самого, помимо российского есть ещё и другие гражданства: у Панькова и Подгаецкого – Украины, у Исурина и Мухина – прибалтийских стран. У нескольких их ближайших партнёров – израильское гражданство.

Только постоянной деятельностью группы информированных топ-менеджеров можно объяснить, как страны Запада наносят максимально болезненные санкционные удары по российской транспортной отрасли, и как им удается оперативно распознавать и разрушать новые цепочки, которые создают российские компании по их обходу.

«Именно Паньков владел ценной информацией о работе стратегических российских предприятий, в одном из которых работал сам, а информацию о другом мог получать через посредников <...>. И, как подозревают, он вполне мог передавать её в Лондон», – пишут авторы FLB.

Крупнейший порт ОАЭ перегружен из-за поставок грузов в Россию

Суперкомпания и её враги

Сейчас в России готовится большая сделка – создание российского логистического супергиганта на базе активов ГК «Дело» и FESCO. В обеих конкурирующих компаниях свою крупную долю имеет «Росатом», и их объединение на его базе напрашивалось давно.

Однако создание объединённой компании до сих пор оттягивается. Хотя для транспортного суверенитета страны создание непобедимой мощной логистической компании полного цикла – только плюс.

Люди из «группы Панькова» сейчас либо трудятся у Кахидзе, либо отошли от дел. Но они всё ещё остаются очень информированными – и по этой причине очень опасными.

Хотелось бы, чтобы компетентные органы разобрались в ситуации, отделили агнцев от козлищ и определили «неустановленных следствием» дятлов в особо охраняемое дупло.

Больше интересных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале INFOX.ru