Центробанк решил сохранить ключевую ставку на прежнем уровне — 16% годовых. Пока всё идёт, как предполагали аналитики ещё в конце прошлого года. Первой половине 2024 года регулятор будет вести жёсткую денежно-кредитную политику, а во второй начнёт её смягчать. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина сделала неутешительное заявление — ставку могут не снизить, а наоборот — повысить.
Что будет с ключевой ставкой?
Эльвира Набиуллина допустила повышения ключевой ставки, если остановится процесс дезинфляции (процесс, противоположный инфляции — замедление темпа роста цен).
В ЦБ не исключают и сохранение ключевой ставки на уровне 16% до конца года. Однако оба этих сценария не являются базовыми.
Регулятор надеется, что ключевую ставку можно будет начать снижать во втором полугодии.
Всё будет зависеть от инфляции. Поэтому ставка может удерживаться на высоком уровне, пока не проявится устойчивая тенденция к целевым значениям по инфляции, отметила Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров:
В этом случае накопленного повышения ключевой ставки будет достаточно, чтобы вернуть инфляцию к уровням, близким к цели, уже к концу этого года. Такое развитие событий предполагает начало снижения ключевой ставки во втором полугодии. Когда конкретно это произойдёт — зависит от скорости замедления текущего роста цен. При слишком медленной дезинфляции не исключаем сохранения текущей ключевой ставки до конца года
При этом ЦБ ухудшил прогноз по инфляции с 4–4,5% по итогам 2024 года до 4,3–4,8%. Из-за этого был повышен прогноз среднегодовой ключевой ставки. Она будет находиться в диапазоне 15-16% годовых в 2024 году и 10-12% годовых в 2025 году.
Что сейчас происходит с экономикой?
В ЦБ отмечают, что текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остаётся высоким. Предложения на рынке по-прежнему отстают от спроса, что толкает цены вверх. Главное ограничение для расширения выпуска товаров и услуг — дефицит трудовых ресурсов. С этой проблемой, согласно опросам ЦБ, сталкиваются порядка 70% российских предприятий.
В среднесрочной перспективе довлеют проинфляционные риски. Но они связаны с изменением условий внешней торговли, в том числе под влиянием геополитических. Дезинфляционные риски же в первую очередь связаны с более быстрым замедлением роста внутреннего спроса, чем ожидается в базовом сценарии.