Одной из приоритетных задач текущей модернизации системы высшего образования является повышение роли института наставничества. Ведь учебный процесс должен не только содействовать профессиональному становлению студентов за счёт освоения ими новых знаний и навыков, но также обеспечивать процесс нравственного воспитания молодёжи. Ещё Аристотель утверждал, что от эффективности этой деятельности «зависят судьбы империй», а Иоганн Песталоцци и Константин Ушинский называли её «основной целью школы».
«Миссия любого высшего технического учебного заведения состоит в том, чтобы его выпускники стали компетентными специалистами и обеспечили смену поколений на производстве, в науке и педагогике. Но, конечно, не менее важно помочь им вырасти достойными гражданами своей страны, настоящими интеллигентами, которых отличают высокие нормы морали, порядочность и благородство души. Для того, чтобы вывести эту работу на новый уровень, мы закрепили за каждой группой первокурсников педагогического наставника. В его задачу входят содействие адаптации вчерашних школьников к новой академической среде, а также формирование у них позитивных поведенческих принципов за счёт морального развития», — рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко.
Именно в этом вузе сегодня тестируется пилотный проект по совершенствованию подготовки кадров для отечественной экономики, который уже в обозримой перспективе будет масштабирован на всю страну. «Форпост» решил выяснить, что конкретно входит в обязанности кураторов, какие методы они используют в рамках своей миссии воспитателя и как оценивают умонастроения современных юношей и девушек.
Ассистент кафедры иностранных языков Мария Гончарова говорит, что, если театр начинается с вешалки, то старт обучения в университете с адаптации к новой академической среде. Многие первокурсники без всякого преувеличения испытывают настоящий стресс в незнакомых для них условиях. Зачастую, чтобы ощутить себя частью коллектива и снять перенапряжение, они ищут опору в окружающих: либо психологически более устойчивых ровесниках, либо сильных педагогах. В роли последних как раз и выступают кураторы, фундаментальная миссия которых на начальном этапе состоит в том, чтобы создать благоприятный морально-психологический климат внутри коллектива «новобранцев».
«Адаптация студентов в моей группе проходила непросто. В первые же дни проявились два лидера, между которыми возник конфликт интересов. Часть ребят попала в ареал влияния одного из них, часть – другого. И мне, как куратору, нужно было первым делом примирить стороны. Выстраивать коммуникацию друг с другом мы учились на неформальных встречах. Играли в настольные игры, ходили в караоке, которое, кстати, помогло нам «спеться» и в прямом, и в переносном смысле. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что моя группа сплотилась, нам удалось создать атмосферу доверия, необходимую для продуктивного обучения и творческой самореализации студентов», — отметила Мария Гончарова.
В её задачу также входит нравственное воспитание молодых людей. Один из очевидных методов - донести до них ценность сопричастности к великому наследию, ведь Горный университет – это старейшее высшее техническое учебное заведения России. Его выпускники и профессора на протяжении вот уже двух с половиной веков вносят колоссальный вклад в дело роста устойчивости развития нашего государства. Открывают новые месторождения, строят заводы, внедряют в жизнь инновации, повышающие эффективность производственных цепочек.
«Очень важно раскрыть роль нашего вуза, как одного из столпов суверенитета страны, который невозможен без преемственности поколений в науке, педагогике и реальном секторе экономики. Рассказать о богатых традициях, в том числе, ношения формы, корпоративной культуре. Это стимулирует в студентах чувство ответственности, лежащее в основе патриотизма, развивает в них аналоговое мышление. Да, у молодёжи должны быть возможности для самовыражения. Потому впадать в крайности и запрещать девушкам красить волосы или носить яркий макияж, конечно, никто не собирается. Тем не менее, ознакомить ребят с основами делового стиля, необходимо, и это тоже входит в наш функционал», — добавляет преподаватель.
Один раз в неделю проводится так называемый «кураторский час». Педагогический наставник и студенты собираются вместе, чтобы обсудить, как вечные, так и текущие вопросы. Сегодня это может быть дискуссия о том, что такое честь и достоинство. А через 7 дней - разговор о посещаемости, успеваемости или сути каких-либо нововведений, которые являются неотъемлемой частью жизни любого вуза.
«Один из студентов в моей группе пролежал в больнице две недели, и по возвращению в вуз ему предстояло в сжатые сроки освоить уже пройденный другими материал. С учётом текущей нагрузки, это очень непростая задача. Придерживаясь чёткого плана, он справился. Доказал сам себе, что может. В результате успешно сдал сессию и продолжил обучение. Моя задача состояла в том, чтобы донести до него необходимость «подтянуть хвосты», помочь ему, до и другим ребятам, грамотно спланировать своё время, даже в том случае, если они работают в режиме многозадачности, чтобы всё успеть в срок. Это позволило им успешно перестроиться со щадящего школьного темпа на интенсивный вузовский, и удержать заданную высокую планку», —подчеркнула ассистент кафедры общей и технической физики Горного университета Людмила Ячменова.
Чтобы стать кураторами учебных групп студентов первого курса, 84 преподавателя вуза в преддверии начала текущего учебного года прошли специальную подготовку. В течение нескольких дней их обучали азам новой для них миссии на выездном семинаре в академическом центре «Солнечное». Одной из тем, на которой был сделан особый акцент, стало гражданско-патриотическое воспитание молодёжи.
«Я считаю, что каждому из нас очень важно знать свою историю. Причём, в современном мире ценность таких знаний кратно увеличилась. Потоки информации стали столь бурными, что отличить правду от откровенной лжи, которая распространяется в социальных сетях целенаправленно или в силу необразованности администраторов групп и каналов, всё сложнее. Именно поэтому мы со студентами регулярно ездим в музеи города и участвуем в торжественно-траурных мероприятиях вуза. Например, зимой провели субботник в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» под Кировском. То есть ребята решили потратить часть своего личного времени на общественно-полезное дело. Это, на мой взгляд, очень важный результат воспитательной работы», — рассказывает ассистент кафедры истории базового инженерного образования Андрей Федькин.
После завершения второго курса педагогические наставники-кураторы передают «эстафетную палочку» наставникам - профессиональным руководителям. Задача последних – обеспечить условия для прохождения студентами производственных практик, а также мотивировать их к успешной сдаче диплома и получению всех необходимых компетенций.
«Увеличение сроков производственной практики до 10 месяцев – одна из важнейших составляющих пилотного проекта по модернизации системы высшего образования. На предприятиях молодёжь получает уникальный опыт, а также возможность наладить эффективную коммуникацию с потенциальным работодателем. Моя группа метрологов, например, пробовала свои силы на Балтийском заводе, НПЗ «Кинеф» и ВНИИМ имени Менделеева», — рассказывает доцент кафедры метрологии и управления качеством Горного университета Екатерина Смирнова.
По её мнению, жёсткий контроль студенческих групп, в которых всем уже примерно по 20 лет, - дело неблагодарное, да и не нужное. Главное – выстроить с коллективом доверительные отношения и стать для всех его членов человеком, готовым прийти на помощь в трудную минуту.
«Ребята становятся старше, вместе с этим меняются их жизненные ориентиры. Если раньше они нуждались в наставнике, как «поводыре» во взрослый мир, то теперь им нужен, скорее, старший товарищ, с которым можно обсудить перспективы своего становления в качестве профессионала. Впрочем, несмотря на то, что эти юноши и девушки по сравнению с первокурсниками гораздо более взрослые и самостоятельные, воспитательная работа тоже входит в число моих задач, хотя уже и не является наиболее актуальной», - подытожила педагог.
Напомним, что все первокурсники, принимающие участие в пилотном проекте, нацеленном на повышение качества подготовки кадров для отечественной экономике, обучаются по единому учебному плану. Это «Ядро» высшего инженерного образования, освоение которого занимает первые 4 семестра. В его рамках студенты изучают модуль из 13 общеобразовательных и 12 общетехнических дисциплин, в том числе программу «Базовая научная компетенция».
Владимир Литвиненко: «Итоговая цель модернизации всего российского образования – возврат к аналоговому мышлению» Действительно ли в стране начался реальный отказ от двухуровневой системы, навязанной нам в своё время Западом? Прочитать