В определённые периоды жизни каждый человек испытывает волнение и неудовлетворённость, когда обыденное существование кажется недостаточным и мелким. В такие моменты люди могут осознать скрытую силу, которая побуждает их отказаться от привычного и обыденного и искать более возвышенное и опасное существование.
В своей известной работе «Борьба с демоном: Гельдерлин, Клейст и Ницше» философ XX века Стефан Цвейг называет эту силу «демонической»:
«Я называю «демоническим» то беспокойство, которое есть в каждом из нас и выводит нас из себя в стихийное… Демон — это воплощение той мучительной силы, которая толкает нашу сущность (в остальном тихую и почти инертную) к опасности, излишествам, экстазу, отречению и даже саморазрушению… Всё, что стремится выйти за узкие границы «Я», переступить через сиюминутные личные интересы в поисках приключений в опасной области исследования, является результатом демонической составляющей нашей сущности» (Цвейг, «Борьба с Демоном»).
Цвейг считал демона мощной созидательной силой, присущей каждому человеку. В любой деятельности или творчестве, выходящих за рамки повседневной жизни, демон становится движущей силой, побуждающей расширять границы возможного и искать новые сферы опыта.
✅ Однако у большинства людей демон не проявляется активно, а скорее подавляется и скрывается. Это связано с тем, что демон — не дружелюбный помощник, приносящий радость и утешение, а угроза, олицетворяющая хаос, способный привести к диким вершинам бытия и творчества, а также к саморазрушению. Обычные люди отвергают своего внутреннего демона, так как эта сила может взять верх над человеком, которому предоставлена свобода действий:
«Однако у тех, кто создан из обычной глины, этот аспект нашей природы, одновременно ценный и опасный (то есть демонический), оказывается сравнительно неэффективным, быстро поглощается и расходуется. У таких людей лишь в редких случаях, во время полового созревания или из-за любви или стремления к продолжению рода, внутренний мир накаляется до точки кипения, проявляя свою таинственную силу — страстное желание вырваться из рутины, отказаться от обыденности. В остальных случаях обычный человек жёстко подавляет любые проявления фаустовского начала, подчиняясь общепринятым моральным принципам, заглушая его работой и сдерживая его бурлящие воды за плотиной установленного порядка. По характеру и воспитанию обычный человек — убеждённый противник хаоса, как во внешнем мире, так и внутри себя». (Цвейг, «Борьба с демоном»).
В то время как большинство людей подавляет и отрицает свою внутреннюю демоническую сторону, для некоторых разрешение демону проявляться становится необходимостью.
✅ Три таких личности, которых Стефан Цвейг обсуждает в своей книге, — это поэты Фридрих Гельдерлин и Генрих фон Клейст, а также философ Фридрих Ницше. Благодаря своим демоническим качествам все трое создавали возвышенные произведения и достигали вершин опыта, чувствуя, что становятся подобными богам. Однако эти моменты сменялись периодами разрушения и обречённости, ведь демон — это хаос в своей основе.
Цвейг подчёркивает, что демон не является дружественной и помогающей силой, если мы не можем контролировать его и использовать для создания полезного напряжения, которое помогает нам на нашем пути.
Демон становится угрозой, когда напряжение становится чрезмерным и разум становится жертвой мятежного и вулканического демонического побуждения. Ведь демон не может вернуться в бесконечность, которая является его домом, не разрушая конечное и земное, что сдерживает его, разрушая тело, в котором он временно находится.
Демон работает как рычаг, способствуя расширению, но при этом угрожая разрушить дом. Вот почему люди с исключительно «демоническим темпераментом», те, кто не может полностью подчинить демона внутри себя, терзаются беспокойством.
Снова и снова демон вырывает штурвал из их рук и направляет их (беспомощных, как соломинки во время взрыва) в самое сердце шторма, чтобы разбить о скалы судьбы. Беспокойство крови, нервов, разума всегда является предвестником демонической бури… Демоническое предвещает опасность, несёт с собой атмосферу трагедии, дышит обречённостью.
✅ «Борьба с демоном: Гельдерлин, Клейст и Ницше» — блестящая работа, а сам Цвейг — незамеченный гений. Посредством психологического анализа Цвейг освещает разум творческого гения, который жертвует собой ради служения идеям, вплоть до собственного саморазрушения.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа