1. «Годзилла: Возрождение» - Хидэаки Анно, Синдзи Хигути, 2016 год.
Начиная с выхода в 1954 году первого фильма Исиро Хонды, японцы снимали про Годзиллу с поразительной регулярностью (и я уже не говорю про американцев, которые тоже разглядели в резиновой ящерице-мутанте коммерческий потенциал).
Однако, в 2004 году японский кинопром взял небольшую паузу и вернулся на экраны атомный кайдзю только в 2016 году, в фильме «Годзилла: Возрождение» (по-японски фильм называется как-то иначе, но это детали). Фильм стал 30-м в серии и 29-м снятым киностудией Toho, если верить Википедии. Весьма впечатляющий результат, с какой стороны не зайди.
В самом факте выпуска нового фильма о Годзилле ничего примечательного, по большому счету, нет. Ну, сняли и сняли. Однако, посвященные непременно сделают стойку при упоминании имени режиссера нового фильма, ибо это никто иной как Хидэаки Анно, чья затяжная депрессия и суицидальные мысли подарили человечеству один из самых странных мультипликационных фильмов - «Евангелион». И к Годзилле Хидэаки Анно приложил руку на все деньги.
Новый фильм полностью переосмысливает концепцию Годзиллы, максимально лишая монстра схожести с любым другим живым существом на Земле, что особенно приятно после голливудских поделий, сделавших из монстра какого-то банального динозавра-переростка. Хидеаки Анно делает своего монстра максимально чужим и чуждым. Его Годзилла - это скорее непрерывный процесс, чем готовый монстр, существо непрерывно терпящее масштабные и мучительные трансформации, непрерывно растущее и совершенствующееся. Годзилла не нуждается в пище, потому что он в прямом смысле на атомном ходу и его жизненный цикл в большей степени определяется необходимостью обслуживать и охлаждать атомный реактор внутри. Также пару раз зрителю намекают на то, что Годзилла не является неким монолитным организмом, он может развалится на отдельные куски и подобно морской звезде каждый кусок вырастет в самостоятельный организм, причем вовсе не обязательно похожий на исходный.
Главным борцом с монстром становится не какой-нибудь герой-одиночка из полицейских или морпехов (в Японии и морпехов то нет, насколько мне известно), а банальный гражданский чиновник в костюме. Благодаря инициативности парня, его уму и готовности брать на себя ответственность если что-то вдруг пойдет не так, Правительство наделяет его полномочиями и ресурсами собрать команду исследователей и разработать план по нейтрализации угрозы. Если дело выгорит есть перспективы стать Премьер-министром, а если нет… хорошо если только тюрьмой обойдется. И борется герой не только с богоподобным кайдзю, но и с проверенным «союзником» в лице США, которые пытаются то замолчать происходящее, то помешать, то пытаются присвоить результаты исследований, а под конец и вовсе собираются нанести ядерный удар по Токио. Вообще, это забавно, как в японских фильмах проскальзывает это пассивно-агрессивное отношение к США, которых вроде и называют союзником, но подчиняются скорее из страха, в душе испытывая лишь неприязнь.
В «Годзилле: Возрождение» Хидэаки Анно чувствуются не только настроения «Евангелиона», но даже в большей степени «Акиры» Кацухиро Отомо, когда масштабный экшен не только не мешает размышлениям героев о концептуальных вопросах бытия, но и логично следует из того как именно герои эти вопросы решают. Получилось свежо и небанально.
2. «Мальчик и птица» - Хаяо Миядзаки, 2023 год.
В мультипликационных фильмах Хаяо Миядзаки достаточно часто всплывают различные детали его собственной биографии. Самолеты, отец режиссера был директором фирмы по производству авиационных запчастей, болезнь матери, война, Миядзаки, родившийся в 1941 году обращался к ней не раз, переезд из города в сельскую местность - так или иначе эти детали всплывают почти в каждом новом произведении. «Мальчик и птица» в этом смысле не просто не исключение, это, без сомнения, очень личная для Миядзаки историю, в которую он вложил немалую долю собственных воспоминаний и переживаний.
Сюжет такой. На дворе Вторая Мировая война. Отец главного героя, мальчика по имени Махито, женится на сестре своей недавно погибшей супруги и семья эвакуируется из столицы в провинцию. Махито тяжело переживает смерть матери, скоропостижную повторную женитьбу отца и переезд в новое незнакомое место. К тому же вокруг начинает происходить что-то странное и открываются семейные тайны. выясняется, что один из предков Махито стал свидетелем падения в лесу странного объекта. Он выстроил вокруг объекта башню на европейский манер и так ею увлекся, что прослыл чудаком, а со временем и вовсе исчез при странных обстоятельствах. Местные стали считать башню «нехорошим» местом и обходить стороной. Однако, Махито узнает, что внутри башни причудливым образом преломляются время и пространство, там существует целый мир, внутри которого пересекаются прошлое и будущее, а стало быть там, внутри, возможна даже последняя встреча с погибшей матерью. И главный герой отправляется в путешествие.
Тут стоит отметить, что не смотря на то, что я люблю творчество Хаяо Миядзаки далеко не все фильмы мне в равной степени заходят. Есть у меня правило, согласно которому если я через полгода не могу как следует вспомнить содержание фильма - что-то в нем было не про меня. Совершенно необязательно при этом, что кино плохое (плохое, как назло, отлично в память врезается) или банально скучное, просто мне оказалось не за что в нем зацепится. Это глубоко субъективная фигня. И вот с анимацией Хаяо Миядзаки у меня именно так. Я очень люблю «Навсикаю из долины ветров» (но манга все равно лучше), «Унесенных призраками» и «Принцессу мононоке», но «Мальчик и птица» вряд ли пополнит этот список, не смотря на все свои неоспоримые достоинства. Просто я не успеваю на этот поезд мысли и все.
Это очень красивая сказка, а может быть даже и философская притча о путешествии в потусторонний мир и переживании горя утраты близкого человека, а в техническом плане - блестящее доказательство того, что рисованная двумерная анимация как была, так всегда и будет более выразительной и яркой чем компьютерная трехмерная, если только уметь ею пользоваться. И фильму совершенно справедливо насовали разных наград включая Оскар. Но «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», в котором герой Лавкрафта ищет похищенные богами воспоминания о городе своего детства, мне все равно нравится больше. Но этой экранизации я, наверное, не дождусь.
3. «Харизма» - Киёси Куросава, 1999 год.
Один японский полицейский подзадолбался на работе и решил отдохнуть на природе. Пошел в лес и заблудился. А как вышел, оказался в странном и абсурдном мире среди буйно помешанных.
На каком-то пустыре, где-то в дремучем лесу растет странное дерево. С виду обычный сухостой, оно на деле обладает способностью уничтожать другие растения в округе и из-за него гибнет местный лес. Но это не точно. Возможно, к гибели леса причастна странная дамочка, которая сливает отраву в местный колодец и называет себя экологом. А дерево просто редкого вида и его за большие деньги хочет купить какой-то ботанический сад. Или коллекционер. Ну уж за чемоданчик то с деньгами точно все передерутся, потому-то в отличие от сложных философских дилемм о взаимодействии индивида и общества, мотив барыша прост и понятен. Также есть вероятность, что во всем виноваты грибы.
«Харизма» - хорошее кино для тех, кто любит и ценит абсурд. Оно задает диалектический вопрос: что правильно, спасать одну жизнь за счет многих или много жизней за счет одной? Если дерево губит лес, то будет ли правильным выкорчевать его? Или стоит оставить все как есть, давая драме жизни и смерти разыгрываться естественным путем? Лес, это, конечно, метафора человеческого общества, а вопрос единства и противоречия интересов общества и индивида - весьма характерный для японского общества, далекого от эгоцентризма европейцев. Главный герой в какой-то мере решает этот вопрос, указывая на то, что выбор человека, способного видеть лишь очень незначительный участок реальности, чаще случаен и основан на ощущениях. Кто-то погибает, кто-то спасается, а человек не в силах понять, к каким именно последствиям привели конкретно его действия, кого именно он спас, а кого погубил.
С другой стороны, происходящее вроде как и несерьезно совсем, потому что у всех участников событий основательно свистят фляги, а какой может быть спрос с дурачков.
4. «Прорыв» - Дмитрий Светозаров, 1986 год.
Фильм рассказывает о реальном событии, произошедшей 8 апреля 1974 года аварии в ленинградском метрополитене, когда на Кировско-Выборгской линии, на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь мужества» плывун прорвал и затопил тоннель. Это была самая крупная авария не строительстве метрополитена в истории Советского Союза. Учитывая феноменальную техническую сложность ленинградского метро, можно сказать, что город еще легко отделался.
Большую часть фильма зрителю предстоит наблюдать за бригадой проходчиков, которые первыми попали под удар плывуна в тоннеле, где проводили работы. Тут и клаустрофобический ужас заполняемого смесью ледяной воды и песка тоннеля, и страх людей, и решительность начальника участка, который не просто приводит запаниковавших мужчин в чувство, но и лично отправляется на поиски отставшего пожилого бригадира. И это путешествие вглубь затопленного тоннеля двух мужчин в утлой резиновой лодке в поисках затерянной во мраке и холоде живой души действительно похоже на плавание по Стиксу в царство мертвых. Жутко и отлично снято.
А на поверхности в это время все силы направлены на минимизацию ущерба. Из-за движения плывуна и образования подземных полостей начинает происходить просадка грунта. Здания и дорожное полотно во многих местах получают повреждения. Одно здание даже рушится. И все же благодаря грамотной работе всех служб города жертв среди ликвидаторов аварии и населения города удается избежать.
Снят фильм динамично, интересно, где нужно страшно, но без лишней драматизации и нагнетания столь характерных для продукции Голливуда. В одной из финальных сцен герои просто сидят к каком-то медпункте (мне по крайней мере показалось, что это медпункт) и ожидают информацию об окончании работ. Просто сидят и напряженно ждут, говорят о разном. Нервы да, но никаких истерик. Потом приходит сообщение о том, что плывун остановлен и люди расходятся по домам, их рабочая смена закончилась.
Но есть в фильме и забавная сцена. Ночью возникает необходимость добыть сена. Рабочие в тоннеле хотят использовать его в качестве фильтра, потому что насосы, откачивающие воду, забивает мусор и они выходят из строя. Но где достать ночью сено? В зоопарке. Чиновники, в сопровождении милиционеров, отправляются на квартиру к завхозу зоопарка. Стучат в дверь. Завхоз, жующий что-то вкусное, открывает дверь, видит мужчин в костюмах с милицейским нарядом за спиной, сразу все понимает и спрашивает можно ли ему попрощаться с женой. А ему в ответ, не волнуйся дорогой, мы не по этой части, просто за сеном приехали. Смешно очень. Как там у Хазанова: «Товарищи! В зоопарке тигру не докладывают мяса!»
Что же касается реальной аварии, то для того, чтобы все-таки завершить строительство и ввести ветку в эксплуатацию проводили глубокую заморозку грунта жидким азотом. На производство таких количеств азота работали чуть ли не все мощности страны. Тем не менее, уже в 1990-х плывун снова дал о себе знать и метростроевцам пришлось законсервировать старые тоннели и проложить новые.
- «Битва на озере» (часть 1 и часть 2) - Чэнь Кайгэ, Данте Лам, Цуй Харк, 2021-2022 год.
«Битва на озере» - однозначный хит китайского кинопроката. Настолько хит, что его даже официально перевели на русский язык и предлагают к просмотру в наших онлайн-кинотеатрах. И это несмотря на устрашающий хронометраж. Два фильма, являющие собой сюжетное целое, длятся суммарно пять с половиной часов.
Фильм повествует об одном из ключевых сражений Корейской войны, битве при Чосинском водохранилище, в которой корпус китайских добровольцев сумел нанести поражение одним из наиболее боеспособных подразделений американской армии.
У нас не так уж часто интересуются Корейской войной, хотя Советский Союз, пусть и не впрямую, но принимал в ней участие. А вот молодая Китайская Республика втянулась туда на полную. Когда в войну между севером и югом вступила армия Соединенных Штатов и стало ясно, что северокорейцы не вывозят без помощи, КНР снарядила и отправила на помощь корпус китайских добровольцев (а по сути дела свою регулярную армию). Со стороны китайцев это было в том числе и актом самообороны, единая Корея под управлением из США стала бы плацдармом для нападения на коммунистический Китай, чего, собственно, никто и не скрывал. Участие китайских добровольцев, а также военная помощь, авиацией и советниками, со стороны СССР помогли откинуть американцев и южнокорейцев за 38-ю параллель и стабилизировать границу. А КНДР благополучно существует до сих пор, кто бы что о ней не говорил.
Сюжет повествует об истории одной роты, от отправки в Корею до полной гибели, когда из всего личного состава остается лишь один боец. Через призму личной истории героев зрителю показывают превосходство американцев в технике и качестве снабжения, их тотальное доминирование в воздухе, их ужасающую военную мощь, а также дерзость и смелость китайских бойцов, способных побеждать превосходящего по силе врага с помощью смекалки, выдержки и умения максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы и жертвовать собой ради победы.
Хорошее патриотическое военное кино должно выглядеть как «Битва на озере», а не как то что снимают у нас. Никакой «серой морали», никакой «неоднозначности». Наши парни - герои, с той стороны неприятель, желающий нам гибели, наше дело правое, враг будет разбит!
Да и снято красиво, пусть графоний иногда и прихрамывает.