Новые экспонаты в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»

Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка». Все они связаны с гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1890 году. Сегодня произведения, выполненные в этой мастерской, признаны эталоном и высшим достижением русского декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX вв.

Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка».

Художники абрамцевской мастерской сразу начали осваивать новый для них вид творчества – декоративную майолику. В мастерской делали вазы, кувшины, ковши, декорированные цветными глазурями. Благодаря использованию сложного процесса восстановительного обжига, эти изделия имеют восхитительный металлизированный блеск, расширяющий палитру цветовых оттенков. Сочетание матовых и блестящих поверхностей соответствовало стилю модерн, создавая ощущение изменчивости, текучести и непостоянства формы предмета.

Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка».-2

Декоративная ваза, покрытая золотисто-жёлтой глазурью с медно-красными отблесками, символизирует живую стихию огня, извергающийся вулкан со стекающими потоками лавы, застывающими наплывами на поверхности. Эта ваза представлена в зале экспозиции «Всемирная выставка в Париже 1900 года».

Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка».-3

Излюбленными сюжетами керамики модерна стали природные формы и растительные мотивы. Ваза с маскаронами отдаленно напоминает диковинный пурпурный бутон, покрытый сеткой декоративных трещин, наподобие мозаики. Из поверхности вазы естественным образом произрастают цветы ирисов с жемчужно-серыми листьями. Сиреневые лепестки цветов «оживают», проявляясь фантазийными ликами мифических существ. Подобные декоративные элементы в виде масок зверей и мифологических персонажей – маскароны – стали появляться в архитектуре и на декоративных сосудах еще со времен античности, в то время они несли оберегающую функцию. Склонность к мистицизму и символизму, свойственная эпохе модерн, вернула в моду маскароны как декоративный элемент. На абрамцевской вазе духи самой природы приняли форму загадочных и прекрасных цветов ирисов.

Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка».-4

Новый подход к декорированию керамических изделий ярко проявляется в сосуде «Цесарка». Сочетание реалистичного скульптурного исполнения птицы с покрытием плотной матовой глазурью создает обтекаемый силуэт утилитарного по сути предмета. Неправильной формы подставка с динамичным выступом нарушает статичность всего образа. Всполохи блестящей синей и лиловой глазурей оживляют скромное серое «оперение». Ярким цветовым акцентом является пробка в виде хохолка. И всё это вместе создаёт эффект необычайной декоративности.

Ваза с маскаронами и сосуд «Цесарка» экспонируются в зале «Модерн».
Подробнее о коллекции керамики в русском стиле в собрании музея в издании
«Русский стиль. Путь к национальной идентичности. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства».

Автор текста: Светлана Ёлкина, хранитель музейных предметов фонда керамики Всероссийского музея декоративного искусства.

#русскийстиль_damuseum