Найти тему
BFM.ru

Рост цен на авиабилеты возмутил депутатов Госдумы

Парламентарии обратились в ФАС. Цены на перелеты по России, как следует из данных Росстата в экономклассе, выросли в январе-феврале на 34-42% в годовом выражении. С чем это связано?

   pixabay.com/surprising_snapshots
pixabay.com/surprising_snapshots

Сначала ряд депутатов Госдумы обратились в антимонопольную службу с просьбой проверить скачок цен на авиабилеты в экономклассе. В письме антимонопольщикам со ссылкой на данные Росстата говорится, что стоимость перелета в салоне экономкласса по России в феврале этого года стала на 42% дороже по сравнению с прошлым февралем. В марте — на 23% к аналогичному периоду прошлого года, пишут «Известия». ФАС начала работу.

Однако затем глава думского комитета по региональной политике Алексей Диденко пояснил изданию, что причина существенного роста цен в сокращении объема субсидий пассажирских авиаперевозок. По данным Диденко, госсубсидии авиаотрасли сократились со 174 млрд рублей в пандемийном 2021 году до 25 млрд рублей в этом. Депутат добавил, что стоило бы просчитать эффект от такого сокращения. Учитывая, что субсидии способствуют росту других экономических показателей.

В феврале президент России
поставил задачу увеличить интенсивность авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза от уровня прошлого года. И одним из необходимых условий для этого является доступность авиабилетов для российских граждан, отмечают депутаты.

Тем не менее спрос клиентов на авиабилеты растет, отмечают эксперты авиаотрасли. Даже сейчас, в низкий сезон, наши самолеты летают с загрузкой на 80-90%. Что касается роста цен, то в целом за первый квартал этого года Росстат зафиксировал рост цен на 25% по сравнению с прошлым, по итогам года возможно повышение еще на 10%, рассказал Business FM главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

-2

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «В течение трех лет — 2020, 2021, 2022 годы — цены на авиабилеты не росли вообще из-за пандемии, из-за санкций и полученных от государства субсидий. А в это время себестоимость давила вверх: существенно подорожал керосин, аэропортовые сборы существенно выросли, запчасти подорожали на 40 и более процентов, подорожал ремонт самолетов. То есть в итоге реально себестоимость у авиакомпании выросла в полтора раза. А цены за эти три года выросли, теперь уже можно сказать, всего лишь на 25%. Надо не авиакомпании проверять, а надо проверять, почему у нас топливо подорожало, к нефтяникам сходить, пойти посмотреть, насколько обоснованны аэропортовые сборы, тарифы на различные услуги, которые практически в два раза в отдельных аэропортах подорожали».

По словам авиаэксперта, несмотря на то что цены растут, спрос растет еще более высокими темпами. Если в прошлом году рост пассажиропотока в отрасли составил более 10% (то есть более 10 млн пассажиров прибавилось в 2023 году), то за первый квартал текущего года он сохранился на уровне тех же темпов. То есть еще плюс 10% в первом квартале. И если в прошлом году российские авиаперевозчики перевезли 105 млн пассажиров, то в этом, если динамика сохранится, будет уже 115 млн.

Но, возможно, к лету — традиционно высокому сезону — ситуация на рынке авиаперевозок изменится из-за недостатка перевозочных мощностей. Хотя пока это нельзя назвать дефицитом, отмечает председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Алексей Синицкий председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» «Мы сталкиваемся сейчас с неизбежным даже при таком росте цен дефицитом провозных емкостей. В общем-то, их не так чтобы в избытке, так скажем аккуратно, то есть недостаток самолетов, невозможность летать на них чаще. Это дефицитом еще нельзя назвать. Тем не менее, когда чего-то нет в избытке, это ведет к повышению стоимости этого продукта. При этом летом есть риск столкнуться с условным дефицитом, надо покупать билеты заранее».

Есть и еще одна причина для роста тарифов — инвестиции в российские аэропорты. Их возврат, отмечают эксперты, происходит в конечном счете из кармана потребителей.
Если говорить о регулировании цен на билеты, то депутаты могут предложить расширить перечень субсидируемых авианаправлений. И следить за их стоимостью, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В сегодняшних реалиях авиация не откажется от страховки в виде субсидий.

-3

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «По состоянию на 2024 год финансовое положение всех крупнейших авиакомпаний не вызывает опасений. Но 2024 год будет сложным для отрасли. 2025 год, вполне вероятно, с финансовой точки зрения будет еще сложнее. И поэтому мы можем вернуться к вопросу о том, что неплохо бы, если будет такая возможность, вернуться к практике бюджетной поддержки, все равно помогать отрасли».

Сами авиакомпании тоже сокращают издержки и перестраивают работу. Так, например, авиакомпания S7 в начале года решила закрыть свой московский офис в пользу домашнего хаба в Новосибирске. В прошлом году авиакомпания стала первой в стране по количеству рейсов в обход Москвы.