Найти тему
Курган и курганцы

Учение с увлечением

Разговор с психологом

Проблема нежелания некоторых детей учиться стара как мир. Ещё древние греки и римляне сетовали на то, что дети ленятся, и не готовы с жадностью впитывать знания и слушаться учителей. Что уж говорить о детях современных, которых окружает столько соблазнов и столько всего отвлекает от учёбы.

Как мотивировать школьников учиться, мы поговорили с детским психологом Еленой Падуриной.

– Елена, давайте поговорим о начальной школе. Ребёнок первый раз идёт в первый класс.

– В начальной школе, как правило, хорошо работает внешняя мотивация – учительская похвала, оценка, потому что учитель для младшего школьника – это авторитет, иногда даже больший, чем родители. Случается так, что ребёнок, делая домашнее задание, не соглашается с родителем, который пытается ему что-то подсказать или помочь, и заявляет: «А Марья Ивановна сказала не так делать, а вот так». И родитель, услышав такое, должен отступить: потому что, когда он учился, делали так, а сейчас требования другие. Также в младших школьниках сильно желание понравиться учителю, родителю, желание стать успешным учеником, потому что школа для младших школьников, особенно для первоклашек, – это что-то новенькое. Когда ребёнок приходит первый раз в первый класс, для него это интересно: он никогда не был школьником, у него появляется новая социальная роль – он теперь не детсадовец, а ученик.

– С начальной школой вроде бы всё просто, там детям учиться обычно нравится. Но четыре года пролетают быстро, ребёнок переходит в среднюю школу, и вот тут-то у некоторых и начинаются проблемы. Одним даются точные науки, другим – гуманитарные. К тому же начинается подростковый период, бунтарство, все эти «не хочу, не буду, отстаньте». Некоторые родители теряются и не понимают, что случилось с их любимым чадом, которое ещё совсем недавно было послушным и милым.

– Если в начальной школе всё хорошо шло, то в средней тоже будет плюс-минус всё хорошо, потому что умение учиться уже сформировано. То есть ребёнок изначально хотел заниматься, ему повезло с учителем, с классом, у него сформировалась ответственность за свою учебу. К началу обучения в средней школе у детей должна быть развита внутренняя мотивация, она должна больше доминировать над внешней. То есть ребёнок должен сам понимать, для чего ему надо учиться. Но в теории это так, а на практике бывает иначе. Для подростка взрослые люди отходят на задний план, происходит отделение от взрослого мира. На первый план выходят сверстники. Появляются новые авторитеты, и это не учителя и не родители, а «лидеры мнений», блогеры, в лучшем случае – молодые спортивные тренеры и преподаватели в кружках, где подростки занимаются. Ценности, которые ими транслируются, могут быть далеки от традиционных: хорошо учиться в школе, затем в университете, стать хорошим специалистом.

Родители должны знать, чем интересуются их дети, знать, кто для них является авторитетом, к кому они прислушиваются, кому подражают. Если такого человека в реальной жизни у ребёнка нет, то родителям нужно следить, чтобы он своё свободное время проводил не только за просмотром развлекательного контента на видеосервисах, но и получал знания. Говорите с ребёнком про разных блогеров, в том числе про тех, кто снимает образовательный контент. Приводите их в пример как людей, которые многого добились в жизни благодаря своим знаниям. Сейчас на видеосервисах очень много развлекательного контента, который смотрят дети. И это хорошо, это отдых, но, если наполнять голову только развлекательным контентом, то как это потом в жизни пригодится? Есть юмористические сценки на этот счёт: видеосервисы закрылись, и блогеры, которые только и умели, что снимать еду и то, как они открывают подарки, остались без работы и не могут найти себя в жизни, потому что ничего не умеют. Конечно, развлекаться можно и нужно, но нужно также уметь напрягать мозги, уметь балансировать между учёбой и развлечениями, нужно, чтобы в голове оставались знания, которые пригодятся в жизни. Родителям важно в диалоге это донести до детей.

– Некоторые дети жалуются, что учиться скучно, что учебники неинтересные, перегружены информацией; учитель непонятно объясняет материал.

– Если сложно получить знания по каким-то предметам в школе, не даётся что-то, на помощь может прийти интернет. На видеосервисах можно найти множество образовательных каналов и разобраться в предмете. Информация там подаётся легко, доступно, наглядно, в игровой форме. Родители тоже должны включаться в образовательный процесс. Если видите, что, например, ребёнку не даётся география или биология, сводите его в музей, путешествуйте по родному краю, разнообразьте жизнь ребёнка, чтобы он не только учебники видел. Проводите вместе досуг.

– Мы разобрались с тем, как родителям нужно себя вести. Теперь давайте поговорим, как вести себя не надо.

– Детей раздражает, когда родители говорят: «А вот в моё время было так-то и так-то». Особенно когда родители преподносят время своего обучения в школе как героический опыт. И бывает довольно смешно, когда дети потом узнают от бабушек и дедушек, что папа или мама учились на тройки, а не на пятёрки, как рассказывали. Этот пафос, с которым родители говорят о своей учёбе, вызывает раздражение, у ребёнка формируется психологическая защита, и он просто больше не слышит, что ему говорят. Это не значит, что совсем не надо делиться своим опытом с ребёнком, просто этому нужно время и место. Можно спросить: «Хочешь, я тебе расскажу, как я учился? Да, у меня тоже возникали трудности, я живой человек». А если вы преподносите, что вы такой молодец, вопреки всему через всё прошли, то вы понижаете самооценку своего ребёнка, формируете у него неуверенность в себе и тревогу, что у него никогда так не получится. Ребёнок начинает думать: «Если я не могу быть таким крутым, как мама или папа, то я даже не буду пытаться». То есть, выставляя себя героем, можно вообще убить мотивацию ребёнка к учёбе.

Нельзя сравнивать ребёнка с кем-то из его окружения, говоря, например: «А твоя одноклассница Маша сразу садится за уроки, как только школы приходит, а ты только под вечер за задания берёшься».

Говорите с детьми на самые разные темы. Если ваши с ними разговоры будут вращаться только вокруг школы и учёбы, детей начнёт это раздражать, они начнут воспринимать эти разговоры как наставления, как что-то неприятное. Рассказывайте детям разные случаи из своей жизни, из жизни других детей, говорите про успехи и неудачи. Да, взлёты и падения могут случаться у всех – и это нормально.

– Если всё-таки у ребёнка есть проблемы с учёбой, отсутствует желание ходить в школу и выполнять домашние задания, какие шаги стоит предпринять родителям?

– Родителям важно сохранять контакт с ребёнком и знать, чем он живёт и интересуется. Когда возникают проблемы с учёбой, с нежеланием ходить в школу, первый шаг – надо поговорить с ребёнком, постараться выяснить, что происходит. Если ребёнок замыкается и не хочет делиться своими переживаниями, можно попробовать выяснить другими путями – через учителя, через родителей других детей, через друзей. Причина может быть в том, что нет контакта с педагогом — педагог что-то обидное сказал. Учителя – они тоже люди, могут сказать что-то довольно грубое и резкое. Есть особо тревожные дети, для которых резкое слово может стать трагедией. В любом случае учитель должен сохранять свой авторитет, ведь мы учимся только у тех, кто вызывает наше уважение, кто знает и умеет больше нас.

Проблемы у ребёнка могут возникнуть не только с учителем, но и с классом: либо изначально коллектив не сложился, либо какой-то инцидент произошёл, после которого возникла негативная психологическая ситуация.

Бывает, что трудности с учебой не связаны со взаимоотношениями, а обусловлены индивидуальными особенностями развития ребенка – нарушением чтения, письма, внимания – всё это не способствует желанию учиться в школе.

Если вы сами так и не смогли найти причин отсутствия учебной мотивации, обратитесь к специалисту – школьному психологу.