Найти в Дзене
АиФ – Казань

О великом через частные истории. Как Казань превращается в город без окраин

Оглавление
   В проекте «Казань без окраин» есть история актрисы Камаловского театра Халимы Искандеровой.
В проекте «Казань без окраин» есть история актрисы Камаловского театра Халимы Искандеровой.

Столица Татарстана стала первым после Москвы городом, где запустили пилотный проект, помогающий изучать историю отдельного района через личные истории его жителей.

Почему для исследования выбрали квартал вблизи музея-квартиры Мусы Джалиля, какими историями поделились с музейщиками жители, стало известно на презентации проекта в ходе всероссийского форума «Музейные маршруты» в столице Татарстана.

   Проект посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
Проект посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Живой архив

Проект «Казань без окраин» можно увидеть с 27 апреля в Музее-квартире Мусы Джалиля. Он посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького, в котором находится этот музей-квартира, и близлежащих домов по улицам Толстого, Муштари, Щапова и Пушкина. Выставка составлена на основе личных историй жителей, их личных вещей.

Автор идеи Алиса Савицкая пояснила, что каждый участник проекта (а это работники казанских музеев) получил небольшую деревянную витринку-ящичек. И должен был заполнить её предметами с описанием истории респондента, которому эти предметы принадлежат. Интервью, тексты сделаны на двух языках - русском и татарском. Всего в рамках совместной работы Музея Москвы и Нацмузея Татарстана было составлено десять историй, собрано более 30 экспонатов.

   Пояс Мусы Джалиля и ложка Назиба Жиганова. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
Пояс Мусы Джалиля и ложка Назиба Жиганова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Этот проект начался в Музее Москвы в 2021 году как «Москва без окраин». Первой была исследована Таганка, а затем ещё шесть районов столицы.

«Мы говорим о музее не только как о фондовом хранилище, но и как о живом архиве, в том числе живом архиве частных историй, - описала суть проекта генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова. - При этом происходит совмещение предметов, уже состоящих в фондах, с личными историями».

   Назиб Жиганов и Серафима Минеева. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
Назиб Жиганов и Серафима Минеева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Анна Трапкова напомнила, как в ноябре 2022 года президент Российской Федерации на заседании Российского исторического общества говорил, что понимание истории страны должно начинаться с изучения семьи и места, где человек родился и вырос. То есть в большую историю необходимо включать историю своего края, буквально историю своего дома.

Говоря о важности нетривиального взгляда на историю, директор Музея Москвы поделилась наблюдением, что молодёжь зачастую не воспринимает информацию, преподносимую с точки зрения каких-то больших нарративов. Они воспринимают только личный пример, личную историю - человеческое измерение.

   Слева направо: директор Музея Москвы Анна Трапкова, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова Алексей Егоров. Фото: Национальный музей РТ
Слева направо: директор Музея Москвы Анна Трапкова, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова Алексей Егоров. Фото: Национальный музей РТ

Тайны казанского Монмартра

Одним из участников проекта стал заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова и внук знаменитого татарского композитора Алексей Егоров.

«Квартал, ограниченный улицами Жуковского, Горького, Гоголя, Карла Маркса, - по сути, казанский Монмартр, - считает Алексей Егоров. - В 1930 - 1940-е годы там жили люди, которые были причастны к становлению татарского театра, татарской музыки. В доме по ул. Горького,17 помимо Мусы Джалиля, Назиба Жиганова жили артисты Халил Абжалилов, Фатима Ильская, композитор Мансур Музафаров, балерина Нинель Юлтыева. И такие неожиданные, порой парадоксальные решения, как проект «Казань без границ» - рассказ о великих свершениях через частные истории, - это попадание в десятку».

   Чашка и сахарница, которые принадлежат жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
Чашка и сахарница, которые принадлежат жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Алексей Егоров создал две витрины проекта. В одной из них ремень Мусы Джалиля, переданный в 1983 году в музей поэта его другом Назибом Жигановым, и серебряная ложка, сохранившаяся в семье Жиганова.

По воспоминаниям Жиганова, когда осенью 1941 года Джалиля провожали на фронт, в том самом доме, в котором проводились сейчас исследования, поэт и композитор перед расставанием обменялись поясами. Сделать это предложил Муса Джалиль: «Давай, Назиб, обменяемся поясами, как это делали наши предки». По старинной традиции обменявшиеся поясами становились побратимами.

А сломанная серебряная ложка - это история погибшей любви. Первой супругой Назиба Жиганова была оперная певица Серафима Минеева. Они поженились в 1935 году. По традиции молодым на свадьбу подарили две серебряные ложки. И Назиб Жиганов и Серафима Минеева были яркими творческими людьми, очень эмоциональными. Наверное, поэтому через 14 лет их брак распался.

«Бабушка в сердцах эти ложки сломала, но одну ложку выбросить так и не решилась. Она хранилась у неё вместе с портретом Жиганова», - рассказал Алексей Егоров.

   Поэт Фанис Яруллин и его жена Нурсия. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
Поэт Фанис Яруллин и его жена Нурсия. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Свидетели любви

Заведующий музеем Салиха Сайдашева Айдар Ахмадиев собрал материал о судьбе поэта Фаниса Яруллина. Чашка и сахарница, принадлежащие жене поэта Нурсие Нуруллиной, - свидетели огромной жертвенной любви. Фанис Яруллин в 24 года неудачно упал во время тренировки и остался парализованным на всю жизнь. К счастью, руки двигались, и он мог писать стихи. Фанис Яруллин стал лауреатом Госпремии имени Тукая. Но это было бы невозможно без поддержки и заботы его жены.

   История семьи народного артиста ТАССР, РСФСР Равиля Шарафиева. Фото:  АиФ/ Ольга Любимова
История семьи народного артиста ТАССР, РСФСР Равиля Шарафиева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Нурсия выросла в деревне в многодетной семье, всю жизнь работала на стройке. Когда она училась в вечерней школе в Казани, хорошие оценки получала редко. Учительница ставила в пример ученика, который получает одни пятёрки, несмотря на то, что парализован. И Нурсия решила посмотреть на этого человека. Так она познакомилась со своим будущим мужем Фанисом Яруллиным. Она ухаживала за ним всю жизнь, буквально носила на руках, потому что в доме, где они жили, не было лифта. Чтобы готовить стихи мужа для публикаций, Нурсия выучила грамматику татарского языка, научилась печатать на машинке. У Яруллиных в семье было принято пить очень горячий чай. Представленная на выставке чашка - та самая, в которой Нурсия подавала чай своему мужу.

«Мы со школы знаем стихи Фаниса Яруллина, но эта личная история даёт новые эмоции, заставляет по-другому взглянуть на судьбу поэта», - убеждён Айдар Ахмадиев.

«Было важно, чтобы наша команда вышла за привычные рамки деятельности музеев, - поделилась впечатлениями от проекта генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. - Ребята встречались с потомками деятелей культуры, искусства и узнавали новые удивительные факты. Надеюсь, что мы эту работу продолжим, и проект когда-нибудь перерастёт в «Татарстан без границ».