Найти тему

Культурный код современного вуза: Медиапроект "Люди ИКИ"

По мнению социологов, культурный код – это набор характеристик, которые помогают идентифицировать сообщество. В нашем Институте есть девиз «Наши студенты – наши коллеги». Мы учимся у наших студентов современным технологиям, а они учатся у нас сохранять культурные ценности страны. Образовательный медиапроект «Люди ИКИ» – часть нашего культурного кода, этот проект объединяет вокруг себя уникальных людей.

Студенты образовательной программы «Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях» рассказывают всему Институту о тех, кто рядом, кто дает знания и делится творческим опытом. Это люди ИКИ – истинные творцы, профессионалы, мастера своего дела, чья жизнь неразрывно связана с культурой и различными видами искусства. Беседы с ними – замечательная возможность открыть и узнать для себя что-то новое и интересное, стать ближе к прекрасному и понять, что всё это находится рядом с нами.

Главный герой сегодняшнего интервью, профессор, доктор педагогических наук, начальник Департамента музыкального искусства — Любовь Ивановна Уколова.

Любовь Ивановна Уколова
Любовь Ивановна Уколова

Как музыка появилась в Вашей жизни, откуда возникла любовь, которая теперь связывает Вас с этим прекрасным искусством?

Однозначно могу ответить так: то, как музыка появилась в моей жизни – необъяснимый факт. Потому что ни отец, ни мама близко к музыке никогда не были. Жили-то мы на Дальнем Востоке, вокруг тайга и только тигры, львы и змеи, и в школу-то я на танке ездила 8 км в деревню… Какая музыка, о чем вы говорите? И, тем не менее, вот так бывает в жизни. Военный городок, танковый батальон. Мой отец – командир.

Однажды туда приехала жена офицера – музыкант, педагог музыки. Она сформировала из нас, детей в этой воинской части, небольшой кружок, чтобы научить играть на фортепиано. Там был один, почти испорченный, инструмент в солдатском клубе, на котором она нас учила. Записалось человек 10, учились целый год – все выбыли, одна я осталась. К концу года я могла сыграть гимн Советского Союза в 4 руки с моим педагогом.

Отец - военный, понимаете, поехали в один город, потом в другой город. Я хотела в музыкальную школу, родители не понимали, почему… Меня принимали, но я отставала, потому что не было стабильного образования. Но когда мы приехали в крупный город Горький, ныне Нижний Новгород, меня взяли в музыкальную школу, но в вечернюю и во второй класс, хотя по возрасту я должна была учиться уже в четвёртом или пятом. Год я проучилась, директор вызывает моего отца, говорит: «Мы переводим вашу дочь в дневную музыкальную школу на пятый год обучения, потому что она обогнала всех и показывает великолепный результат». Ну, вот, так все и началось…

Город Горький (ныне Нижний Новгород) в конце 1950-х. Снимок С. Фридлянда
Город Горький (ныне Нижний Новгород) в конце 1950-х. Снимок С. Фридлянда

А сейчас с таким опытом, Вы понимаете, что тогда это все было не случайно? Вы рады этому?

Я очень этому рада, потому что и дальнейшая моя молодость была связана с музыкой… Играла, аккомпанировала своим сверстникам, меня ценили, уважали. Со всей общеобразовательной школы, владела инструментом я одна. Я не просто перебирала клавиши. Я действительно играла. Я постигала музыку. Я играла Бетховена, Шопена, Листа… И все педагоги были, в общем-то, мной довольны. Поэтому я и дальше стала учиться. Музыкальное училище окончила. Потом переехали с мужем уже в Ленинград. Там закончила Институт культуры имени Крупской. Переехали в Алмату, Казахстан, также с мужем военным. Я закончила консерваторию. Ну и, естественно, когда переехала в Москву - кандидат наук, доктор наук… И все темы моих диссертационных исследований – музыкальные!

Вот что это? А это моё желание, моё стремление добиться каких-то целей, высот, расти, постоянно учиться, но постоянно рядом муж, который меня поддерживал, помогал и просто смотрел как на Бога.

Институт культуры имени Н. К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств)
Институт культуры имени Н. К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств)

Как среди разнообразия всей музыки, которая окружает Вас, Вы выбираете что-то любимое?

В силу уже моего профессионального образования, а оно в те времена было капитальным, классическим. Я считаю, что всё должно быть построено на классике. И поскольку я имею два образования, как дирижер-хоровик и как пианистка, я не могла не охватить круг хоровой музыки.

А Россия — это поющая страна, это Бортнянский, это Никольский, это множество композиторов-хоровиков. Ну и, конечно, пианисты, композиторы и исполнители: Рахманинов, Чайковский. Ну как же без этого?

Но я интересуюсь не только музыкой России. Надо знать классику и западных стран, потому что как бы мы не хотели не перенимать у западных стран их культуру, но есть такие гениальнейшие певцы, о которых просто нужно знать и нашей молодёжи и нам: Джо Дассен, Демис Руссос – гениальнейший тенор, Лучано Паваротти, Риккардо Фольи, Пласидо Доминго, Франк Синатра, Эдит Пиаф. Я их бесконечно слушала, и до сих пор они для меня образец вокальной музыки. А если говорить о нашей стране, на чем мы сегодня воспитываем наших студентов… Это годы моей молодости: Майя Кристалинская, Тамара Миансарова. Но самые главные моменты в моей жизни, в горечи и в радости – музыка, пение, песни Муслима Магомаева. Это вечность, потому что Рождественский, Бабаджанян и Магомаев – это то, без чего до сих пор наш народ не может жить, это искусство. Искусство, данное очень-очень немногим. Аида Ведищева, Гелена Великанова, в свое время хорошие голоса, Юрий Гуляев, Анна Герман – когда она поет у меня слезы, потому что она поет душой. Иосиф Кобзон. Да, он пел патриотику, про партию, про Родину, но как он это делал! Искренне, поднимая залы, вдохновляя. Не просто «отпел и ушёл». Марк Бернес – сложно – вроде и голоса нет, но там душа такая! Людмила Зыкина – апофеоз нашего русского народного вокального искусства. Но для меня, вот, самый близкий, наверное, Юрий Антонов – вечно буду любить и обожать. Долго его и не принимали, по-моему, даже не приняли в союз композиторов, его из-за этого потом и не выпускали, но талант, вы знаете, одареннейший человек, как в плане композиции, так и в плане создания своего ансамбля. Требовательность, дисциплина. А какие песни!.. Далее, допустим, Булат Окуджава, Розенбаум. А если говорить о композиторах, то, конечно, Бахмутов, Зацепин. «Этот миг между прошлым и будущим» - как не уважать такого композитора? А Игорь Николаев, Игорь Крутой – замечательно. То, что здорово, то, что музыкально, то, что гениально, что шло от души, оно все равно будет долго жить с тем поколением, в чьем поколении эти композиторы как раз и творили.

Если говорить даже о вокально-инструментальных ансамблях, то их вы прекрасно слышите и сегодня. Ансамбль «Самоцветы», «Мираж», «Лесоповал», который основал Михаил Танич – это же нечто! Замечательные песни, которые трогают душу, которые заставляют перебирать в уме все жизненные моменты, которые были в душах этих композиторов. «Браво», «Машина времени», «Иванушки Интернешнл». Перечислять можно долго…

Оставлю две фамилии – это Магомаев – эпоха настоящая, и таких вот нет сегодня певцов, и Юрий Антонов в другом амплуа, другом стиле, да. Потому что я очень люблю и уважаю талантливейших, гениальнейших людей. И считаю своим жизненным кредо: «Талантам нужно помогать, бездарности прорвутся сами».

Муслим Магометович Магомаев
Муслим Магометович Магомаев

Поговорим о преподавательской деятельности. Мы знаем, что Ваша дирижёрско-хоровая подготовка имеет свои особенности. И мы точно знаем, что за ними стоят прекрасные результаты. Поделитесь, какими навыками, качествами должен обладать идейный вдохновитель, грамотный наставник – дирижёр?

Дирижер, на самом деле, наисложнейшая профессия. Это тоже дар, своего рода. Дирижёром, наверное, все-таки нужно родиться, хотя им можно и стать. Он должен быть профессионалом во всём: великолепный организатор, инициативность, самодисциплина, огромная трудоспособность, быстрая реакция, актерское мастерство, чувство такта, отличный музыкальный слух, мануальная техника… Этому ни за год, ни за два не научишься… Этой профессии нужно учиться всю жизнь! Дирижер – это руководитель коллектива, который умеет с ним контактировать, умеет в себя влюблять. Коллектив должен обожать дирижера, одновременно видя в нем талант, гениальность, ровняться и подражая ему, потому что молодежь должна учиться у корифеев.

Евгений Фёдорович Светланов — советский и российский дирижёр
Евгений Фёдорович Светланов — советский и российский дирижёр

Работа с хором – чрезвычайно ответственное дело. Слушать и соединять множество разных голосов, строить партии, добиваться унисона, конечно. Как удаётся это Вам, Вашим коллегам?

Дирижёр должен научить хоровой коллектив правильно открывать рот, правильно извлекать звук, который очень сложно формируется на дыхании. Как владеть этим дыханием? Как певцу стоять? Как слышать соседей? И одновременно получать от хора великолепный тембровый унисон? Это, правда, сложно. Я и мои коллеги – профессионалы хорового искусства. А это включает в себя: знание и навыки гармонии, сольфеджио, полифонии, слушания партий. Обладание мануальной техникой – техникой руководства хора. Нужно уметь контактировать, слышать, делать замечания, корректные, негрубые. Так работать, чтобы студенты не могли себе позволить даже отвлечься. Это всё создает собранный организм, которому необходимо сделать качественно вокальное произведение. У нас работают дирижёры-хормейстеры, которых можно описать одним словом – «профессионалы», и этим будет сказано всё.

Фото финала концерта "Праздник мужества, славы и силы", который состоялся при участии Ольги Грибковой, Екатерины Николаевой, Дмитрия Крамина, Анастасии Лысенко, Екатерины Комлевой.
Фото финала концерта "Праздник мужества, славы и силы", который состоялся при участии Ольги Грибковой, Екатерины Николаевой, Дмитрия Крамина, Анастасии Лысенко, Екатерины Комлевой.

Нет секрета, что сейчас вокруг множество различных способов для демонстрации своего музыкального таланта и показа своих вокальных возможностей. Как не упустить возможность проявить себя?

Надо уметь себя заявить, быть активным в этом плане. Активная жизненная позиция очень дорогого стоит. Я всем это предлагаю. Наших студентов преподаватели постоянно стимулируют учувствовать в фестивалях и конкурсах вокального искусства. Мы присылаем в группу информацию о достижениях, чтобы все педагоги знали, кто у нас поёт, кто у нас выделяется. Для этого стоит жить и работать. Что ни студент, то талант! С каждым годом всё ярче и ярче! Это говорит о практической значимости учеников, они сами себе прокладывают дорогу. Мы только поддерживаем и помогаем.

Современный эстрадный коллектив эстрадно-джазовой магистратуры ИКИ МГПУ «МАГИ VOXA» (руководитель коллектива — Рустина Зубова, руководитель программы — доцент Ирина Кудринская)
Современный эстрадный коллектив эстрадно-джазовой магистратуры ИКИ МГПУ «МАГИ VOXA» (руководитель коллектива — Рустина Зубова, руководитель программы — доцент Ирина Кудринская)

Как Вы считаете, уроки музыки в школах сейчас важны, или они уже не играют никакой значимой роли?

Дело в том, что в годы моей молодости в школах был больший объем музыки и ИЗО, ещё каких-то творческих дисциплин. Кто-то не станет музыкантом или художником, но творческие начала, заложенные в школе, влияют на любую профессию данной личности в будущем. Такой человек широко образован, он духовно выше своих коллег. Конечно, есть такие талантливые дети, которых потом отдают в музыкальные школы, так как в общеобразовательных учреждениях всего объема знаний всё равно не получить. Нужно увеличивать эти творческие уроки, ведь сегодня взят курс на развитие эстетической личности. Это всё, как подспорье, поможет в любой профессии.

-8

Имеет ли продолжение современная музыка? Будет ли она звучать через несколько десятилетий и поколений?

Современная музыка тогда будет жить, когда её пишут гениальные создатели. В любом жанре. Хоровая, фортепианная, скрипичная, электронная, вокальная музыка. Не важно. Музыка пишется и для вокалистов, и для инструменталистов, и для баянистов. Гениальный человек гениален во всём. Каждый, слушая музыку, которая его интересует, что-то для себя принимает, а что-то отсеивает. Но на разных промежутках жизни у человека разные влияния различной музыки. В своё время не принимали музыку Чайковского. И сегодня что-то не принимают, но если это гениально, то оно будет жить.

Готовили материал студенты 1 курса бакалаврской программы «Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях»:

Интервьюер - Егор Гудков
Подготовка текста - Екатерина Колмыкова, Егор Гудков
Редактор - Ксения Сырцева