Это был тот самый фотограф, который мне попадался уже три раза!
- Мы опять с Вами встретились! - обрадовался он, когда подошёл ближе.
- А я здесь лазила по камню, вот обедаю! - с гордостью сообщила я.
- Я снимаю жилье здесь недалеко. Вот сегодня решил в третий раз пойти на озеро Башкара. До этого что-то не доходил.
- А пойдёмте вместе? - предложила я, сама удивившись своему спонтанному решению.
Странно, но я поймала себя на мысли, что мне сейчас захотелось, чтобы кто-то был со мной рядом...это очень необычно для теперешней меня...
Времени было ещё совсем мало, около часа дня, ещё так далеко до вечера и можно было спокойно подниматься вдоль ущелья.
Моего попутчика звали Александр.
- Только я не могу быстро идти, у меня проблемы с коленками и ещё я курю, поэтому если Вам будет нормально останавливаться часто, то пойдёмте - сказал Александр.
- Хорошо, я согласна!
И вот, ведь, какая незадача: трекинговые палки я забыла взять с собой! А у Александра была только одна. Он предложил мне палку, но мне было комфортно и так, потому, что угол подъема ущелья был совсем небольшой.
Мы шли и разговаривали о всяких несущественных вещах. Но, мне все хотелось рассказать своему собеседнику о моей сильной любви к горам и о своих стихах и прозе и я завела об этом разговор.
- Я не пишу стихов, но запечетлеваю горы в своих фотографиях. Мне нравится игра света и тени...
Фотоаппарат у Александра был зеркальный, с большим объективом, не то, что на моем телефоне. Но, ведь, такой фотоаппарат и весит немало! По этой причине, в последнее время мы не берём с собой в поездки фотоаппараты, хотя они у нас и имеются.
Вскоре мы дошагали до места, где река Адыл-Суу разлилась по плоскости и не грохотала по камням, а тихо струилась косичками и убегала вниз по ущелью. В 2016 году здесь случилась катастрофа. Стихия разбушевалась тогда не на шутку. Ночью, после сильного ливня озеро Башкара переполнилось. А с находящегося рядом ледника оторвалась глыба и рухнула прямо в озеро. Пятьсот тысяч кубометров воды с камнями понеслось вниз по ущелью Адыл-Суу, набирая скорость и снося все на своем пути. Была частично разрушена турбаза МВТУ им. Баумана «Джантуган». И без человеческих жертв не обошлось. Погибло несколько человек. Среди них глава администрации поселка Эльбрус Мусса Джаппуев. Кто-то до сих пор считается без вести пропавшим. Более ста человек эвакуировали на вертолетах. Ширина русла реки после трагедии увеличилась на три десятка метров.
Пока мы поднимались вдоль ущелья, Александр указал мне на искореженный кузов машины, валяющийся внизу, рядом с бегущей водой. Вот так стихия показала всю свою разрушительную силу за короткий промежуток времени, тем самым давая понять уязвимость человеческого общества перед силами природы.
Мы остановились в районе моста через Адыл-Суу и решили сделать здесь фото и съемку. Очень уж живописным выглядело это место. Однако, почему -то, местная красота не так захватывала дух, как Эльбрус. Сердце мое работало спокойно и дыхание не перехватывало. Возможно, в самых верховьях ущелья, там где уже лежат ледники, я бы умерла от восторга, но туда нужно было ещё идти и идти.
Александр разделил мою точку зрения по этому поводу, нот ему очень хотелось дойти до озера Башкара и он постоянно твердил об этом.
Мы довольно часто останавливались и вели разговоры о жизни и о горах. Александр оказался моложе меня на восемь лет. Семьи у него не было. А я рассказала про своих близких и любимых и о том, что очень скучаю по ним, но и без гор не могу жить.
Вот мы и дошли по пограничного пункта. Домик пограничников располагался под развесистыми соснами. Молодой парень, пограничник, заметив нас, вышел из домика и попросил подать в окошечко документы. Процедура проверки прошла быстро и без проблем, но Александр распереживался о дальнейшем маршруте и попросил пограничников объяснить его.
- Дальше я ещё не проходил - прокомментировал он.
Нам нарисовали небольшую схему и мы отправились дальше.
Подъем стал более менее крутым и дорога снова завиляла серпантином. Мы удалялись от реки Адыл-Суу.
Крем, солнцезащитный крем! Это средство, без которого в горах делать нечего, даже зимой! Но, у моего попутчика данного средства не оказалось и он начал сетовать на этот счёт. Я обратила внимание на покрывшиеся волдырями руки Александра.
- У меня есть крем. Сейчас Вам его достану - предложила я.
Правда, в этом случае, не известно ,что помогло бы лучше: солнцезащитная эмульсия или уже лечебная после ожога. Но, второго у меня с собой не оказалось.
- Ой, да не надо, Ева! - начал сопротивляться Александр. Но, видимо , боль доставляла ему сейчас сильный дискомфорт и он согласится нанести крем.
Через некоторое время Александр повеселел и каждые пять минут начал благодарить меня. Я уже и не знала, что отвечать. Честно говоря, не очень люблю, когда кто-то повторяет одно и то же многократно. Ну, да, ладно. Человеку стало лучше и это здорово!
-Как Вы несёте такой большой рюкзак?- спросил Александр.
- Он не тяжёлый. Просто не очень удобный.
В моем рюкзаке лежала веревка, которая весила четыре килограмма, скальники, железо, еда, вода, запасная одежда. И сам рюкзак весил пару килограммов точно. Поэтому, в общей сложности, набралось, наверное, порядка восьми килограммов. Это немного, конечно. Но, если учесть, что я таскала его на спине целый день, что в общем-то не тяжело, но ощутимо, то к вечеру плечи болели, хотя, во время ходьбы я вовсе этого не замечала. А неудобство рюкзака заключалось распределении нагрузки именно на плечи, а не на поясницу, хотя был предусмотрен поясничный ремень.
Вершины с ледниками стали заметно ближе.
Вскоре мы дошли до места, которое просто завораживало своей красотой. Слева, с крутого склона каскадами неслись ручьи кристально-чистой воды. Под ногами, соответственно, тоже была вода и перекинутый через сбегающие потоки мостик из стволов деревьев.
- Вода здесь питьевая! - сказал Александр. Видимо, он очень подробно изучил ущелье и его природные достопримечательности.
- О, какая же красота! - впервые за весь поход мои чувства переполнили меня.
И, конечно же было бы грехом не набрать этой живой водицы в бутылку!
- Главное, не утопить здесь фотоаппарат! - с опаской произнес Александр.
Когда мы пересекли водяные струи, дорога впереди резко сузилась, превратившись в тропку над вертикальным обрывом. Я недолго думая, залезла на пригорок, чтобы идти дальше. Навстречу двигалось несколько человек. Пришлось их пропустить. После этого я, опершись руками на склон, начала движение вдоль тропы, но вдруг услышала:
-Ева! А палку?
Сначала я не поняла.
- Я не пойду дальше - крикнул мне Александр - Вы простите, что так получилось...
- Так подождите меня здесь, я быстро! - в запале ответила я и потом поняла, что сказала глупость. Моя моральная готовность к прохождению сложного участка была убита наповал. "Эх, где же вы, мои палки! " - сейчас я горько пожалела о не взятых мной палках.
Что ж, пришлось спуститься назад. Мы отправились в обратный путь. Озеро Башкара осталось ждать до следующего раза.
Почти всю оставшуюся дорогу, Александр сокрушался о том, что лишил меня возможности идти дальше. Ну, а я утешала его. Что же было делать?
Около пограничного пункта мы сделали привал. Ребята-пограничники, такие душевные и отзывчивые не оставили на без внимания и расспросили о походе.
Солнечный диск опускался ниже и ниже над верхушками деревьев. В низовьях ущелья Александр обратил внимание на пасущихся высоко на склоне коров. Они равномерно распределились по наклонной поверхности и, кажется, превосходно себя чувствовали.
В общей сложности, мы прошагали около шестнадцати километров. Это даже меньше, чем до Пика Терскол.
К семи вечера мы спустились к трассе А -158, где меня уже ждал знакомый минивэн. Когда я вернулась, то, конечно, же, нужно было поужинать и зашла в кафе, недалеко от поворота на Чегет. Здесь оказались очень вкусные пельмени и работало это кафе аж до десяти вечера! Это было замечательно, потому что самый длительный поход мне ещё только предстоял.
Продолжение следует...